Россия зарегистрировала первую в мире вакцину против коронавируса для животных — Naked Science

Россия зарегистрировала первую в мире вакцину против коронавируса для животных

7.2

Препарат «Карнивак-Ков» уже можно заказать у разработчика: цена за две дозы — доступная, 588 рублей.

Федеральный центр охраны здоровья животных
В лаборатории государственного учреждения “Федеральный центр охраны здоровья животных” / © РИА Новости, Информационный портал «Ветеринария и жизнь»

Было бы ошибкой думать, что пандемия коронавируса — исключительно людская проблема. Все мы читали новости о том, как осенью прошлого года Covid-19 нашли у норок на фермах в Италии, Испании, Соединенных Штатах, Нидерландах и Швейцарии. В Дании все оказалось плачевнее: вирус мутировал и перешел на людей, заразились около 12 человек. В результате премьер-министр королевства пошел на крайние меры и поручил истребить всех норок в стране — около 17 миллионов животных.

Такая жестокость не то чтобы помогла: некоторые норки, захороненные в общих могилах в военной зоне на западе Дании, начали подниматься на поверхность — из-за азотных и фосфорных газов, образующихся при разложении. Теперь их тела хотят эксгумировать и сжечь, ведь есть вероятность загрязнения находящихся совсем рядом водоемов с питьевой водой. Тем временем в США, в штате Юта, выращенная на ферме норка передала вирус по крайней мере одной дикой норке. Ученые забили тревогу из опасений, что вирус создаст «резервуар» в дикой среде и впоследствии распространится обратно на людей.

Можно вспомнить и многочисленные слухи годовой давности о том, что кошки и собаки могут быть переносчиками вируса. Хотя известно, что чаще всего домашние питомцы заражались именно от своих хозяев, а не наоборот. Как показал эксперимент ученых из Университета штата Канзас, кошки могут передавать SARS-CoV-2 друг другу, но окончательных и научно обоснованных выводов нет, поэтому и паниковать, бросая или даже усыпляя животное, ни в коем случае нельзя.

Как и в случае с Covid-19 среди людей, выходом из ситуации может стать вакцина: таким образом вирус точно не сможет распространяться от животных к людям или — в худшем случае — не будет мутировать в природе, а затем передаваться обратно человеку в более опасной форме. И такой препарат для профилактики коронавируса у животных — первый в мире — зарегистрировали в России.

«Карнивак-Ков» создали специалисты государственного учреждения «Федеральный центр охраны здоровья животных» (ВНИИЗЖ) при Россельхознадзоре. Клинические испытания начались в октябре, в них участвовали собаки, кошки, песцы, норки, лисы и другие животные.

Ампула с вакциной «Карнивак-Ков» / © РИА Новости, Информационный портал «Ветеринария и жизнь»

«Итоги исследований позволяют сделать заключение о безвредности вакцины и о ее высокой иммуногенной активности, поскольку у всех испытуемых вакцинированных животных в 100% случаев были выработаны антитела к коронавирусу», — рассказал журналистам замглавы Россельхознадзора Константин Савенков.

Вакцинация кролика в ВНИИЗЖ / © РИА Новости, Информационный портал «Ветеринария и жизнь»

Научная работа продолжается. Ученые выясняют, как долго будет сохраняться сформированный после вакцинации иммунитет: по последним данным, как минимум на шесть месяцев. Тем не менее «Карнивак-Ков» уже можно приобрести у разработчика, две дозы (вакцина предполагает введение двух компонентов с разницей в 21 день) обойдутся в 588 рублей — препарат специально стремились сделать максимально доступным. Массовое производство хотят запустить в апреле «на базе крупнейшей в стране платформы по производству препаратов для животных Федерального центра охраны здоровья животных».

«Разработка вакцины — своевременная мера, и мы приветствуем это событие: это означает, что у нас есть хорошая страховка от заболевания. Со своей стороны будем по-прежнему наблюдать за животными, за ситуацией на фермах», — заявила РИА Новости исполнительный директор Национальной ассоциации звероводов Надежда Зубкова, добавив, что на сегодня ситуация с коронавирусом на российских звероводческих фермах спокойная и случаев инфицирования не выявили.

О поголовной вакцинации от Covid-19 домашних или содержащихся на фермах, цирках и зоопарках животных речи в любом случае не идет. Как верно подчеркнула в комментарии для ТАСС советник главы Россельхознадзора Юлия Мелано, риск заражения людей от питомцев ничтожно мал, а научных доказательств нет. Но в экстренной ситуации — аналогичной той, что наблюдали в Дании — вакцина поможет.

«В случае возникновения угроз в пушном секторе или любых других у нас будут эффективные ресурсы для их погашения, в том числе с помощью вакцинации. Профилактика, в частности, позволит не допустить того сценария, по которому действовали власти Дании, уничтожая все поголовье норок», — сказала Мелано. Принимать решение о приобретении препарата на коммерческой основе и вакцинации животных в качестве профилактики пока будут непосредственно их хозяева.

Военно-воздушные силы США намерены сократить число типов своих истребителей до четырех. Одной из главных «жертв» может стать знаменитый Raptor.