А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
07.11.2022
2 693

Пивной хмель может стать защитой от болезни Альцгеймера

4.8

Эксперименты на нервных клетках и модельных червях показали, что некоторые компоненты обычного хмеля способны замедлять накопление амилоидных бляшек и развитие процессов нейродегенерации.

©Adam Barhan, Flickr

Болезнь Альцгеймера — неизлечимое нейродегенеративное заболевание, ведущие к разрушению структур мозга. Она сопровождается накоплением амилоидных бляшек — плотных сгустков «неправильно» упакованных белков, которые повреждают нейроны. Однако точные причины и механизмы развития болезни остаются неизвестны.

Положение осложняет то, что первые внешние симптомы проявляются годы спустя после того, как началось развиваться необратимое поражение мозга. Поэтому одним из направлений работы ученых и медиков остается поиск «нутрицевтиков» — пищевых продуктов и добавок, способных помочь в профилактике болезни Альцгеймера.

Несколько лет назад такие свойства выявили у некоторых компонентов хмеля. Теперь биологи из Миланского университета Бикокка снова обратились к этому растению: входя в состав множества рецептов пива, оно производится и употребляется в больших количествах и может стать перспективным средством профилактики. Статья Алессандро Пальмиоли (Alessandro Palmioli) и его коллег опубликована в журнале ACS Chemical Neuroscience.

Ученые получили экстракты четырех распространенных сортов хмеля, стараясь использовать методы, сходные с теми, что применяются в пивоварении. Ими обрабатывали культуры нервных клеток человека, показав, что все экстракты проявляют антиоксидантные свойства и препятствуют накоплению амилоидных бляшек. Лучше остальных продемонстрировал себя теттнангер —довольно редкий и ценный сорт, произрастающий на юго-западе Германии.

Экстракт этого хмеля ученые разделили на составляющие, проведя новые эксперименты и выяснив, что наибольшую полезную активность проявляет полиароматическая фракция. Наконец, ее протестировали на нематодах C. elegans, на ГМ-линии, служащей моделью для изучения болезни Альцгеймера. Эффект оказался не слишком велик, хотя все-таки снижал у них проявления нейродегенерации.

Авторы заключают, что хотя их работа и не означает, будто пиво полезно или защищает от болезни Альцгеймера, тем не менее ценные свойства хмеля явно нуждаются в дополнительном изучении. Возможно, на его основе когда-нибудь будут созданы нутрицевтики с выраженными профилактическими свойствами.