Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Археологи выяснили, как ассирийцы взяли древний библейский город
За семь веков до нашей эры оборону Лахиша сломили с помощью трех миллионов камней.
Первые упоминания о городе Лахише относят к XV веку до нашей эры, в египетских источниках он появляется не позднее XIV века до нашей эры. Этот древний город, о котором рассказывает и Библия, был взят и полностью разрушен войском ассирийского царя Синаххериба примерно за 700 лет до нашей эры.
Внук прославленного завоевателя Тиглатпаласара III Синаххериб стал царем Ассирии в 705 году до нашей эры. На тот момент царство ассирийцев — одна из крупнейших сверхдержав Ближнего Востока, контролировавшая территорию от Ирана до Египта. Они добились этого благодаря военным технологиям, которые помогали побеждать в полевом сражении или проникать в любой укрепленный город. Одной из прорывных технологий того времени ученые считают осадную рампу (насыпь) — сооружение, по которому тащили таран к стенам вражеского города.
Именно такую рампу археологи в прошлом веке нашли у развалин Лахиша — и она стала единственным сохранившимся примером военных осадных технологий ассирийцев. Правда, не совсем понятно, как они возвели такое сооружение. Теперь международная группа ученых под руководством профессора Йозефа Гарфинкеля (Yosef Garfinkel) из Института археологии Еврейского университета Иерусалима реконструировала постройку осадной рампы. В качестве источников они использовали библейские тексты, каменные рельефы, изображающие ассирийские батальные сцены, дополненные пояснениями на аккадском языке, результаты археологических раскопок прошлого века и даже фотографии, сделанные с помощью дронов в веке нынешнем. Выводы исследователей представлены в Oxford Journal of Archaeology.
Надо сказать, что в начале первого тысячелетия до нашей эры Лахиш — процветающий ханаанский город, второй по значимости в Иудейском царстве. Хотя его население было не слишком велико (приблизительно 3500 человек), он, во-первых, находился на пересечении торговых путей, во-вторых, прикрывал Иерусалим. Собственно, по второй причине ассирийцы его и разрушили — он стоял на пути их армии.
Город, как это часто бывает, построили на холме. То есть тараны, которые ассирийцы в своих завоеваниях активно применяли, надо было как-то подтащить к городским стенам, а этому препятствовала крутизна склонов холма. Существует несколько мнений о том, как строители рампы решили свою задачу. Известно, что для этого они переместили примерно 6000-9000 кубических метров камней и грунта общим весом примерно 13-19 тысяч тонн. Ширина рампы у основания составляла порядка 50–75 метров, а наверху, у городской стены, примерно 25 метров при длине около 50–60 метров.
По мнению профессора Гарфинкеля и его коллег, есть свидетельства того, что рампу сделали из небольших камней одинаковых размеров, примерно по 6,5 килограмма каждый. Основная проблема, с которой столкнулась ассирийская армия, — снабжение такими камнями: их требовалось около трех миллионов. Откуда столько взять? Сбор природных камней с полей вокруг места строительства потребовал бы много времени и замедлил бы осаду. Проще всего было добывать камни в непосредственной близости от северного конца рампы. «В Лахише действительно есть обнаженный утес из местной горной породы именно в том месте, где его и следовало ожидать», — утверждают археологи.
Исследователи предполагают, что строительство началось примерно в 80 метрах от стен города. Камни могли транспортировать по человеческим цепочкам — передавать от человека к человеку вручную. Гарфинкель подсчитал, что при параллельной работе четырех цепочек людей на пандусе, каждая из которых трудилась круглосуточно, ежедневно перемещали бы около 160 тысяч камней. Дело в том, что время поджимало Синаххериба: срок, отпущенный им для той военной кампании, подходил к концу, а впереди был Иерусалим, к осаде которого не стоило приступать, имея за спиной Лахиш с его, пусть небольшим, гарнизоном.
Разумеется, население города не смотрело равнодушно на стройку у своих стен. Скорее всего, жители пытались обстреливать рабочих — во время раскопок рампы археологи нашли бронзовые и костяные наконечники стрел, а также каменные ядра. Но, как полагает Гарфинкель, рабочих защищали массивные щиты, установленные на северном конце пандуса. Каждый день эти щиты продвигали к городу на несколько метров.
Примерно за 25 дней рампа, имевшая форму гигантского треугольного клина, могла достичь городских стен. На последнем этапе поверх камней уложили деревянные балки, на которых разместили осадные машины и тараны.Судя по каменным барельефам ассирийской работы, защитники города сражались отчаянно. Но их было слишком мало — не более трех-четырех сотен мужчин и подростков, способных воевать. Город пал, и все жители погибли. Путь к Иерусалиму был свободен. Но идти к нему не понадобилось.
Падение Лахиша и судьба его жителей произвели такое впечатление на иудейского правителя Езекию, что тот послал к Синаххерибу гонца с просьбой о помиловании. Ассирийский царь внял его мольбам: за 30 талантов золота и 300 талантов серебра. Для уплаты дани царь Иудеи опустошил казну и даже изъял золотые украшения из храмов. И его действия вполне объяснимы, если вспомнить обычай ассирийцев с особой жестокостью казнить жителей захваченных городов.
Индийские палеонтологи обнаружили 27 крупных позвонков древней змеи эпохи раннего эоцена, которую отнесли к новому виду. По оценкам исследователей, это самый крупный представитель семейства Madtsoiidae, чей рост мог достигать 15 метров. Ему дали имя в честь индийского божества.
Во время проживания в отелях туристы, как правило, расходуют ощутимо больше воды, чем у себя дома: из-за долгого плескания в душе разница может доходить до 250 литров в день. В новом исследовании ученые с помощью эксперимента показали, как побудить отдыхающих пользоваться водными ресурсами экономнее.
Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.
Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.
Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.
Во время лабораторного эксперимента канадские биологи проявили неосторожность, благодаря чему узнали, что шмели куда менее уязвимы к экстремальным погодным условиям и более выносливы, чем считалось ранее.
Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.
Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.
По спектральным данным от «Джеймса Уэбба» и результатам компьютерного моделирования атмосферы астрономы показали, что экзопланета LHS 1140 b — мир-океан. Причем по характеристикам это лучший на сегодня потенциально обитаемый мир, подходящий для пристального изучения.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии