Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
И снова задержки: лунная ракета NASA вместо испытаний отправилась на ремонт
Ракетно-космическая программа Space Launch System уже собрала едва ли не больше критики, чем многострадальный F-35. К ней высказывают претензии по поводу невероятной дороговизны, использования спорных технических решений и регулярного переноса сроков первого запуска. Теперь, когда, казалось бы, все готово к старту, ракету снова убирают в ангар для доработок. Насколько длительной получится новая задержка — вопрос открытый.
Исполинская ракета SLS, предназначенная для первой миссии по программе Artemis, уже месяц стоит на пусковой площадке LC-39A Космического центра Кеннеди. За это время подразделение Exploration Ground Systems (EGS, системы наземного обеспечения исследовательских миссий) Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) предприняло три попытки «мокрой генеральной репетиции» старта.
Во время таких испытаний производится полный спектр операций, соответствующих запуску, ракету только не «отпускают» от стартового стола. В случае Artemis I запуск двигателей также не производится, их испытали в составе первой ступени на стенде Космического центра имени Джона Стенниса в Миссисипи. Хотя там тоже не все прошло гладко, специалисты остались довольны параметрами RS-25, так что их признали годными к полету. А вот на LC-39A череда неурядиц и не думает прекращаться.
Сначала палки в колеса вставляла погода, но 3 апреля, наконец, репетицию начали. И остановили еще до начала заправки компонентами топлива. Возникла проблема со специальными вентиляторами, которые продувают конструкцию мобильной пусковой платформы (MLP), чтобы там не скапливались горючие и опасные газы. Это надстройка над гусеничным транспортером, несущая на себе ракету SLS (а до этого — Space Shuttle и Saturn V) — неотъемлемую частью наземной инфраструктуры.
Испытания перенесли на следующий день, вентиляторы починили. В понедельник, 4 апреля, специалисты EGS смогли дойти до заправки первой ступени жидким водородом. Но тоже не без заминок. Была проблема с подачей азота на площадку от завода за пределами стартового комплекса: на ее временное решение ушло несколько часов. После начала заправки сжиженным кислородом в быстром режиме (сначала идут медленный и охлаждение всех магистралей) пришла очередь водорода. Но один из дренажных клапанов оказался заблокирован в ручном режиме. Естественно, к ракете, когда в кислородный бак которой залили почти половину окислителя, людей никто не допустит, так что репетицию отложили, а кислород начали сливать.
После пусть и частичной, но все же заправки криогенными компонентами топлива конструкция потребовала инспекции, поэтому на следующие два дня испытания планировать было нельзя. Однако дальше SLS начала конфликтовать за космодром с ракетой SpaceX — Falcon 9 для миссии Ax-1, старт которой намечался на восьмое число. И, кстати, прошел отлично. А «мокрую генеральную репетицию» Artemis I назначили на 11 апреля с началом полного цикла подготовки уже девятого числа. Между делом еще 6-7 апреля выявили сложности с поддержанием давления газа наддува (гелия) баков второй ступени ICPS. Позднее виновником оказался неисправный вентиль. Из-за этого испытания снова «уехали вправо», еще на три дня.
Причем программу испытаний изменили так, чтобы сбойный вентиль второй ступени не пришлось задействовать. Проще говоря, новый план был прост: не заправлять ICPS, а только охладить ее трубопроводы небольшими количествами жидких кислорода и водорода. Благо почти всегда все места утечек становятся заметны именно на этом этапе. Дело в том, что замена неисправной детали, конечно, неизбежна и даже не займет слишком много времени, однако для этого всю ракету придется увозить в ангар для сборки (VAB). То есть еще день на транспортировку туда, какой-то срок ремонта, а потом снова день обратно. Лучше провести репетицию пусть и не в полном объеме, но выявить потенциальные слабые места в других системах. Так и произошло.
Утром 14 апреля началась третья попытка провести репетицию старта. Кислород опять залили почти наполовину, хотя снова не без проблем — на этапе медленной подачи (в начале процесса) давление и температура аномально колебались. А еще заправку задержали из-за очередных неполадок с поставкой азота. Затем начали подавать водород, но быстро прекратили это дело: возникла утечка в узле подключения заправочных магистралей к ракете на мобильной пусковой платформе. В тот день сотрудники NASA еще проверили заправку ICPS, но больше ничего глобально не делали. Топливо слили, ракету оставили в покое, и все дружно отправились решать, как лучше поступить дальше.
Окончательный вердикт обещают озвучить на пресс-конференции сегодня, в 21:00 по московскому времени, однако он уже известен. Как пишет портал SpaceNews со ссылкой на пресс-службу агентства, SLS вернут в ангар VAB. Там все неполадки исправят, заменят пресловутый вентиль и еще раз подготовят носитель к старту. А вот будет ли еще одна попытка генеральной репетиции — вопрос открытый. Скорее всего, да, но из-за этих проволочек полет может передвинуться на второе или третье пусковое окно. Сейчас для Artemis I намечены три обусловленных орбитальной механикой диапазона дат, когда до Луны получится добраться: с 6 по 16 июня, с 29 июня по 17 июля и с 26 июля по 9 августа.
Почти наверняка в первое стартовое окно NASA не попадает: учитывая «расторопность» всех работ по SLS, навряд ли существующие проблемы удастся решить быстрее, чем за месяц. А там еще две-три недели подготовки к старту. В общем, времени впритык. Зато июль выглядит более реалистично. Август — тем более.
Справедливости ради, стоит отметить, что за все три пусть и не полных, но все же довольно подробных «проверки почти боем» критических проблем в SLS не выявили. Основные беды — от наземного оборудования, если не считать вентиля для проверки давления гелия на второй ступени (да и он представляет собой лишь одну из страхующих систем). Так что смех смехом, а спустя 11 лет по завершении эксплуатации всей довольно изношенной инфраструктуры для Space Shuttle ее удалось не только отреставрировать, но и без серьезных эксцессов адаптировать под ракету новой конфигурации. Да, SLS представляет собой «сборную солянку» из уже применявшихся решений, но они скомпонованы иначе, так что просто подоткнуть старые шланги с проводами не получится.
В норме чем больше становится видов в группе, тем острее они конкурируют между собой, что сначала замедляет возникновение новых видов, а затем ведет к вымиранию. Новая научная работа показала, что у рода Homo ситуация почему-то была обратной: чем больше видов он образовывал, тем быстрее возникали новые дополнительные. Среди позвоночных подобных примеров нет, только среди жуков на изолированных островах. Ученые выдвинули ряд гипотез, позволяющих объяснить столь удивительный результат.
По оценкам ученых, «свободных» планет в Млечном Пути может быть в 20 раз больше, чем звезд. Так как планеты сами не светятся, разглядеть их сложно: их ищут гравилинзированием, лучше всего обнаруживающим самые массивные планеты типа Юпитера. Но вот удалось найти еще одну такую «сироту», причем не массивную с Юпитер, а земного размера. И ученые уверены, что это лишь первая находка из многих.
Во время проживания в отелях туристы, как правило, расходуют ощутимо больше воды, чем у себя дома: из-за долгого плескания в душе разница может доходить до 250 литров в день. В новом исследовании ученые с помощью эксперимента показали, как побудить отдыхающих пользоваться водными ресурсами экономнее.
Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.
Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.
Во время проживания в отелях туристы, как правило, расходуют ощутимо больше воды, чем у себя дома: из-за долгого плескания в душе разница может доходить до 250 литров в день. В новом исследовании ученые с помощью эксперимента показали, как побудить отдыхающих пользоваться водными ресурсами экономнее.
Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.
Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.
По спектральным данным от «Джеймса Уэбба» и результатам компьютерного моделирования атмосферы астрономы показали, что экзопланета LHS 1140 b — мир-океан. Причем по характеристикам это лучший на сегодня потенциально обитаемый мир, подходящий для пристального изучения.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии