Россия объявила о планах выйти из проекта МКС с 2025 года — Naked Science

Россия объявила о планах выйти из проекта МКС с 2025 года

7.2

Век Международной космической станции официально подходит к концу. Российское правительство планирует сообщить партнерам о выходе из выработавшего свой ресурс проекта и сосредоточиться на создании национальной орбитальной станции.

Выход в открытый космос
Выход в открытый космос / © Фото: NASA, “Роскосмос”

Вице-премьер Юрий Борисов в эфире программы «Москва. Кремль. Путин» заявил, что Россия предупредит иностранных партнеров о своем выходе из проекта МКС с 2025 года, чтобы создать новую национальную орбитальную станцию (РОСС).

«МКС серьезно устарела, и в правительстве предлагают заранее поговорить с иностранными партнерами», — добавил Борисов.

Комментируя новость об отказе России от Международной космической станции, в «Роскосмосе» напомнили, что согласованный срок ее работы — до 2024 года. «После этого срока решение будет приниматься, исходя из технического состояния модулей станции, которые в основном выработали свой срок службы, а также наших планов по развертыванию национальной орбитальной служебной станции нового поколения. Когда мы примем решение, тогда начнем переговоры с нашими партнерами об условиях и формах взаимодействия после 2024 года», — уточнили в пресс-службе госкорпорации.

По оценке эксперта в области космонавтики Андрея Ионина, создание национальной орбитальной станции будет стоить немало — примерно триллион рублей. Выход из программы, считает специалист, нельзя объяснять исключительно техническими проблемами: проект в целом устарел, и партнерам, особенно Соединенным Штатам, он уже не так интересен. «Американцы тоже с таким же вопросом вышли бы через какое-то время. Здесь игра на опережение: кто выйдет раньше. Это обозначение позиции, что дальше по МКС переговоры можно не вести», — сказал Ионин в комментарии для РИА Новости.

Источник Интерфакса в то же время сообщил, что новая станция обойдется России в пять-шесть миллиардов долларов. Первые сроки финансирования — до 2030 года. По словам собеседника агентства, проект национальной станции готов, но его пока не утвердили.

О том, что МКС морально устарела, говорят не первый год. Так, минувшей осенью ракетно-космическая корпорация «Энергия», разработчик пилотируемых «Союзов» и беспилотных грузовых кораблей «Прогресс», сообщила о риске разрушения станции и предложила отказаться от дальнейшего участия в ее программе.

Согласно проекту РОСС, который представил заместитель генерального директора предприятия Владимир Соловьев, ее видят с открытой архитектурой и неограниченным сроком эксплуатации благодаря возможности заменять модули (их будет около трех-семи штук). На станции, которая по размерам окажется больше советско-российской пилотируемой научно-исследовательской орбитальной станции «Мир», смогут находиться от двух до четырех членов экипажа. Чтобы снизить объемы финансирования и воздействие радиации на людей, РОСС предполагает и беспилотный режим, а космонавты будут работать так называемым вахтовым методом.

В задачи РОСС входят исследования и эксперименты, дистанционное зондирование, связь и навигация, выявление техногенных катастроф, геологическая разведка, мониторинг лесного хозяйства и даже космический туризм. Выводить модули на орбиту высотой 400 километров намерены с помощью ракет-носителей тяжелого класса «Ангара-А5»: это предполагают начать после 2024 года.

Международную пилотируемую орбитальную станцию начали создавать более 20 лет назад, в уже далеком 1998-м, когда вывели функционально-грузовой блок «Заря». Первая долговременная экспедиция в лице астронавта NASA Уильяма Шеперда и российских космонавтов Юрия Гридзенко и Сергея Крикалева стартовала в октябре 2000 года. Они пробыли на орбите почти 137 суток. Сейчас там работает уже 65-я по счету экспедиция.

Поначалу станцию предполагали использовать до 2015 года, но потом срок продлили до 2020-го, а затем и до 2024-го. Партнеры — Россия, Канада, США, Япония и десять государств Европейского космического агентства — рассматривали вопрос эксплуатации МКС до 2028-2030-х. К 2017 году на создание и поддержание программы потратили почти 122 миллиарда долларов (Соединенные Штаты вложили около 82 миллиардов, Россия — более девяти миллиардов (хотя использовала 33 процента ресурсов космической станции), Европа — порядка 13 миллиардов, Япония — практически 15 миллиардов, а Канада — 2,8 миллиарда). На ежегодное обслуживание уходило по пять миллиардов.