Российские ученые выяснили происхождение метана на Крайнем Севере

Исследователи оценили содержание и происхождение метана в подземных льдах и мерзлых отложениях на побережье и шельфе Карского моря.

Ученые из ТюмГУ Александр Васильев и Глеб Облогов совместно с сотрудниками Тюменского научного центра СО РАН, Московского государственного университета имени Ломоносова и Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени Грамберга оценили содержание и происхождение метана в подземных льдах и мерзлых отложениях на побережье и шельфе Карского моря.

В изменении климата в Арктике, вопреки распространенному мнению, виноват не только человек. Ученые не первое десятилетие изучают явление эмиссии метана в Арктическом регионе.

По оценкам экспертов, выделение в атмосферу второго по значимости парникового газа уже сегодня отражается на климате Арктики.

Ситуация осложняется тем, что метан в мерзлых отложениях может находиться в свободной форме, а может быть упакован в виде гидратов твердых кристаллов, состоящих из воды и газа.

Побережье Карского моря / <a href=https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=User:Aerohod&action=edit&redlink=1 title=Aerohod (page does not exist)>Aerohod</a>

Побережье Карского моря / Aerohod

Поскольку один объем гидрата содержит 160-180 объемов чистого газа, выделение метана может повлиять на климат не только Арктики, но и всей планеты. Несмотря на это, данных по содержанию метана в мерзлых породах для прогнозирования его эмиссии по-прежнему недостаточно.

В нынешнем исследовании авторы изучили содержание и происхождение метана в мерзлых породах на побережье и шельфе Карского моря.

Исследовательская группа выяснила, что в подземных льдах из углеводородных газов преобладает метан, а его содержание в образцах различается в сотни раз.

Отмечается, что среднее содержание метана в породах голоценового и поздненеоплейстоценового возраста намного выше, чем в ледниковом льду Антарктиды или Гренландии.

Авторы связывают это с анаэробными бактериями, которые в процессе жизнедеятельности выделяют метан.

Исследовательской группой под руководством академика РАН Владимира Мельникова был установлено, что бактерии способны продуцировать метан при отрицательных температурах, вплоть до минус 4 °C.

Замечено, что концентрация метана напрямую связана с общим трендом понижения температуры с запада на восток. Так, средние содержания метана на Западном Таймыре во всех типах льда ниже, чем на Ямале.

Анализ изотопного состава метана подтверждает гипотезу о его бактериальном происхождении. Результаты исследования позволили сделать вывод о внутригрунтовом, а не ледниковом происхождении пластовых льдов в разрезах Западной Арктики.

Тюменский Государственный Университет (ТюмГУ) основан 1930 году. Участник программы 5-100. Выполняет научные исследования в различных областях: от оптической микрофлюидики и наноэлектроники до биотехнологии и генодиагностики.
Аватар пользователя Анатолий Колпаков