10.04.2020
ТУСУР

Разработано «умное» устройство для защиты аккумуляторной батареи космического аппарата

4.7

В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники создали интеллектуальное устройство защиты аккумуляторной батареи космического аппарата. Оно представляет собой «умный» предохранитель, который может обнаружить и спрогнозировать резкое повышение токовой нагрузки и практически мгновенно отключить ценное бортовое оборудование от аккумуляторной батареи.

МКС / ©www.s7space.ru

Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики (НИИ АЭМ) Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) разработал интеллектуальное устройство защиты аккумуляторной батареи космического аппарата для АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва».

В настоящее время прибор используется для проведения наземных испытаний бортовой аккумуляторной батареи в комплексе с блоком энергопреобразующей аппаратуры космического аппарата. Устройство предназначено для обеспечения безопасной работы во время испытаний дорогостоящего бортового оборудования космического аппарата, которое может выйти из строя при резком превышении токовой нагрузки.

«Разработанное устройство предназначено для защиты от короткого замыкания систем электропитания космических аппаратов, его применение существенно повышает безопасность и надежность всей системы, поскольку с его помощью обеспечивается практически мгновенное размыкание силовой сети», – подчеркнул ректор ТУСУРа Виктор Рулевский.

Разработанное в НИИ АЭМ университета интеллектуальное устройство защиты представляет собой «умный» предохранитель, который может обнаружить и спрогнозировать резкое повышение токовой нагрузки на начальном этапе. В этом случае устройство практически мгновенно отключит ценное бортовое оборудование от аккумуляторной батареи и передаст на пульт управления протокол о возникшей аварийной ситуации.

“Умный” предохранитель для защиты аккумуляторной батареи космического аппарата / ©Пресс-служба ТУСУР

«Устройство постоянно измеряет скорость изменения тока и способно обнаружить его лавинообразное нарастание за достаточно короткое время — несколько микросекунд. Его уникальность состоит в способности обесточить сеть в течение менее пяти микросекунд, тогда как выпускаемые на сегодняшний день промышленностью устройства, предназначенные для защиты от короткого замыкания, имеют время срабатывания несколько десятков миллисекунд», – пояснил директор НИИ АЭМ Антон Юдинцев.

Устройство защиты аккумуляторной батареи выполнено в компактном размере – 60 на 30 сантиметров – и в соответствии с конструктивными требованиями, предъявляемыми к бортовым приборам. «При разработке элементов и устройств бортовой аппаратуры космических аппаратов, от которых требуется особая надежность и точность работы, необходима определенная культура производства — на каждом этапе создания аппаратуры осуществлялся постоянный контроль», – добавил ректор Виктор Рулевский.

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» – один из крупнейших в мире производителей спутников связи, навигации и геодезии. Компания владеет технологиями полного цикла создания космических комплексов — от проектирования до управления космическими аппаратами на всех орбитах, от низких круговых до геостационарных.

По словам разработчиков, в будущем подобные SMART-предохранители возможно использовать на борту космического корабля для предупреждения выхода из строя аппаратуры в случае превышения токовой нагрузки. Ранее НИИ АЭМ ТУСУРа изготовил бортовой прибор — модуль контроля и управления аккумуляторной батареи, который обеспечивает выравнивание напряжения на всех ее элементах, значительно продлевая срок службы батареи.

ТУСУР – самый молодой из томских университетов, но никогда не был в тени. Созданный во времена прорыва в космос, бурного развития электронно-вычислительной техники, новых средств связи и радиоэлектроники вуз с первых лет своего существования находился на острие научно-технического прогресса. ТИРиЭТ, ТИАСУР, ТАСУР, ТУСУР: как бы он ни назывался, – это марка лидера, лидера в сфере подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, внедрения инновационных образовательных и исследовательских программ, прикладных разработок новой техники, аппаратуры и систем управления.

Социологи ТюмГУ проанализировали европейский опыт реализации концепции креативного города и пришли к выводу, что в России будет эффективнее использовать модель с акцентом на развитие человека.