• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.04.2024, 11:00
НИУ ВШЭ
223

Двигаться больше футболистов заставил не гонорар, а воля к победе

❋ 4.5

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ изучили усилия, которые готовы прикладывать профессиональные футболисты во время матча, если они при этом не поощряются финансово. Выяснилось, что главными факторами, которые мотивируют игроков упорнее стремиться к победе, можно назвать силу соперника и важность матча для команды. Особенно ярко это проявляется в матчах-дерби — когда встречаются команды из одного города, например как ЦСКА и «Спартак» в матче 25 апреля.

Футболистов мотивирует не гонорар, а воля к победе / © Janosch Diggelmann, unsplash.com

Исследование опубликовано в «Журнале Новой экономической ассоциации». Победа в футбольном матче зависит от таланта игроков, их сыгранности, настроения в команде, выбранной тренером тактики. Кроме того, одним из важных показателей, отражающих стремление игроков выиграть матч, является дистанция пробега. Конечно, многие могли заметить, что чрезвычайно результативный нападающий Лионель Месси сравнительно мало передвигается по полю.

Однако игроки других позиций могут быть гораздо более подвижными. Поэтому экономисты рассматривают общую дистанцию, которую вся команда пробегает за матч, и оперируют принципом «при прочих равных», который невозможно соблюсти на уровне одного наблюдения. Исследования показали, что общая дистанция значимо влияет на вероятность победы команды.

Казалось бы, чтобы игроки во время матча больше бегали, нужно использовать финансовую мотивацию. Суммы, за которые футбольные клубы покупают игроков, а также их гонорары достигают десятков, а у звезд — сотен миллионов евро в год. Но исследования показывают, что стоимость игрока далеко не всегда определяется эффективно. Обычно при расчете гонорара учитывают спортивный талант игрока, лидерские качества и способность играть в команде. Однако рынок, например, не учитывает пробегаемую игроком дистанцию.

Получается, что дистанция важна с точки зрения потенциальной победы, но она не принимается во внимание при назначении гонорара. А значит, финансовая мотивация не является первоочередной при выборе игроками уровня усилий в матчах. В таком случае может значимо влиять нефинансовая мотивация. Например, игроки могут разделять ценности своего клуба и болельщиков и в более значимых матчах будут прилагать больше усилий.

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ задались вопросом, что, кроме денег, мотивирует футболистов прикладывать усилия на игровом поле. Они проанализировали данные 1377 матчей нескольких сезонов немецкой бундеслиги.

Чтобы оценить прилагаемые игроками усилия, авторы построили модель, которая сравнивала дистанции, пробегаемые игроками в обычных матчах и в матчах с решающим значением для клуба и болельщиков. Анализ показал, что во втором случае футболисты могут прилагать больше усилий. Исследователи нашли значимый эффект для матчей-дерби, в которых встречаются две команды из одного города. Такие матчи часто более насыщены игровыми моментами.

«Матчи-дерби — это один из видов соперничества команд, которые территориально находятся близко друг к другу и имеют долгую историю противостояния. Такие игры вызывают повышенное внимание зрителей, но ничем не отличаются от других матчей с точки зрения положения команды в турнирной таблице. Поэтому на примере таких игр можно наблюдать за нефинансовой мотивацией игроков», — комментирует Инна Зайцева, научный сотрудник факультета экономических наук НИУ ВШЭ.

Используя регрессии OLS (МНК — метод наименьших квадратов) и модели с фиксированными эффектами, авторы оценили влияние дерби на суммарное пройденное командой за матч расстояние и нашли устойчивый значимый эффект: играя с давним соперником, при прочих равных команды действуют более активно. Более того, команда, которая играет на домашнем стадионе, бегает примерно на 10% больше.

Кроме того, эффект дерби несущественно влияет на команду гостей, из чего можно сделать вывод, что игроки прилагают дополнительные усилия только перед домашней аудиторией. Этот результат, считают исследователи, можно объяснить преобладанием у гостей защитной тактики, которая при этом требует меньшего передвижения игроков по полю.

Результат исследования позволяет сделать вывод о том, что игроки стратегически выбирают уровень усилий в матчах в зависимости от силы соперника, важности матча для команды (статус дерби, важность матча для болельщиков). По мнению исследователей, прямая связь оплаты с уровнем усилий могла бы повысить мотивацию игроков занимать оптимальную позицию и для этого больше передвигаться по полю, а это, в свою очередь, могло бы повысить результативность команд.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

15 сентября, 11:30
РНФ

Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно