Мария Осетрова
5 321

Пчелы социально дистанцируются, чтобы избежать заражения паразитами

Биологи из Италии, Германии и Великобритании выяснили, что при заражении колонии медоносных пчел паразитическими клещами насекомые перестраивают социальные взаимодействия, чтобы снизить риски распространения инфекции.

© Patrick Franzis / flickr

Медоносные пчелы (лат. Apis mellifera) — социальные животные, которые получают выгоду от разделения обязанностей: одни занимаются уборкой улья и ухаживают за личинками, другие собирают нектар и пыльцу. Однако под угрозой распространения инфекции или паразитами насекомые, судя по всему, изменяют свое обычное социальное поведение, чтобы уравновесить риски и выгоды.

В новой работе ученые выяснили, как именно пчелы ведут себя при заражении улья. Исследование проводили на двух уровнях: сначала авторы статьи наблюдали за целыми колониями, зараженными паразитическими клещами (лат. Varroa destructor), в полевых условиях, а затем изучали индивидуальное поведение насекомых в небольших группах, зараженных в лаборатории. Объединив результаты наблюдений на обоих уровнях, выяснилось, как пчелы оберегают свой социальный иммунитет.

Пространственно улей разделен на внешнюю часть — заселенную, как правило, более взрослыми пчелами-собирателями — и внутреннюю, в которой находятся матка, потомство и более молодые пчелы-рабочие, ухаживающие за яйцами. Поскольку пчелы-собиратели, постоянно контактирующие с внешним миром, могут приносить в улей различные инфекции и паразитов, такая пространственная организация позволяет защитить наиболее ценных особей — матку, выводок и молодых пчел — от заражения.

Оказалось, при заражении улья паразитическими клещами V. destructor пожилые пчелы-собиратели еще сильнее отодвигаются к периферии улья, в то время как молодые особи плотнее собираются в центре, тем самым увеличивая расстояние между двумя группами.

Изменилось и индивидуальное поведение пчел. В зараженном улье танец, сообщающий о местоположении нового источника пищи, значительно реже возникал в центральной части улья. Исследователи связывают это с тем, что танец повышает риски передачи паразита. А вот социальный груминг — ритуал ухода за другими членами сообщества — наоборот, смещался в центральную часть улья. Вероятно, пчелы избегали более подверженных заражению особей и на индивидуальном уровне.

Все выявленные особенности поведения нацелены на сохранение улья как единого целого путем социального дистанцирования между различными группами пчел. Таким образом, колонии медоносных пчел представляют собой идеальную модель для изучения социального дистанцирования, его ценности и эффективности, считают авторы работы.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science Advances.