Млекопитающие оказались способны дышать кишечником — Naked Science

Млекопитающие оказались способны дышать кишечником

5.1

К такому выводу пришли ученые из Японии и США. Они выяснили, что грызуны и свиньи способны использовать кишечник для дыхания, подобно некоторым морским организмам. Такие наработки в условиях стационара, возможно, даже могли бы помочь людям, частично утратившим способность дышать легкими.

Млекопитающие оказались способны дышать кишечником / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Med. Известно, что некоторые водные организмы — морские огурцы, пресноводные гольцы и сомы — развили механизмы кишечного дыхания, чтобы выжить в условиях нехватки кислорода. А вот о таких способностях у млекопитающих ученые доподлинно не знали до нового исследования специалистов из Токийского медицинского и стоматологического университета (Япония) и медицинского центра больницы Цинциннати (США).

Им удалось показать, что в экстренной ситуации крысы, мыши и свиньи могут дышать через кишечник. Правда, такая система дыхания довольно неэффективна и служит лишь небольшой поддержкой умирающему от отсутствия кислорода организму, но какое-то время за счет нее продержаться он все-таки способен.

Ученые показали, что ни одна мышь не пережила 11 минут крайне низкого содержания кислорода. Однако грызуны, которые получали кишечную вентиляцию в бескислородной камере, жили на 10 процентов дольше, чем те, которые не получали подобного «допинга». Больше кислорода попадало и в их сердце, если сравнивать с мышами, которым не поступал кислород вообще. Схожий результат продемонстрировали свиньи: вентиляция кишечника избавила их кожу от бледности и сделала ее теплее, повысив в теле уровень кислорода.

Зачем, спрашивается, ученые устроили несчастным животным столь ужасную экзекуцию? В попытках выяснить, как помочь людям, страдающим проблемами с легкими. Именно такие вопросы поставила перед человечеством пандемия Covid-19. Подобные наработки в условиях больницы могли бы стать поддержкой людям, частично утратившим способность дышать легкими.