Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Китайский генетик, создавший первых в мире ГМ-детей, вышел на свободу и снова трудится в лаборатории

В конце 2019 года молекулярного биолога Хэ Цзянькуя (He Jiankui) приговорили к трем годам лишения свободы и штрафу за незаконное редактирование человеческого генома. Теперь он вышел на свободу и продолжает эксперименты.

Хэ Цзянькуй / © South China Morning Post

В интервью японской газете Mainichi Shimbun Цзянькуй сообщил, что возобновил исследования по редактированию генома человеческих эмбрионов для лечения генетических заболеваний, придерживаясь международных правил. Сейчас ученый работает над способами избавления от мышечной дистрофии Дюшенна и болезни Альцгеймера.

Исследователь также рассказал, что девочки-близнецы и третий «отредактированный» ребенок, который родился в 2019 году, совершенно здоровы и не имеют проблем с развитием.

Хэ Цзянькуй с помощью технологии CRISPR изменил у эмбрионов ген CCR5, ответственный за восприимчивость к вирусу иммунодефицита человека. Американские ученые впоследствии заявили, что присвоенная мутация CCR5-Δ32 может сократить продолжительность жизни детей по другим причинам.

то, что он сделал, ерунда в сравнении с печальной историей мальчика из пузыря, например. хотя там все произошло "естественно", а здесь - через редактирование генома и эко. вот тут и возникла ответственность
03.04.2024
В Китае (по официальным данным, во всяком случае) процент зараженных ВИЧ не превышает 0,1%. Даже если на самом деле и кратно больше, то все равно для этих детей вероятность заболеть СПИДом в течение всей жизни была невелика. А вот к каким еще последствиям может привести изменение указанного гена - никому неизвестно. Поэтому правильно посадили, я считаю. Это был безответственный поступок.
    03.04.2024
    Zhe, практически у всего на свете бывают последствия.
      03.04.2024
      Врач имеет право применить неапробированную высокорискованную методику, но только при соблюдении двух условий: 1. Все иные способы лечения неэффективны, а угроза жизни пациента чрезвычайно высока. 2. С согласия самого пациента. Оба условия не соблюдены. Вердикт присяжных: виновен.
        03.04.2024
        Zhe, аргументы антиваксеров звучат примерно так же 😁 К счастью мир еще не настолько сошел с ума чтобы сажать врачей за вакцинацию. Ничегонеделание тоже кстати имеет последствия. Порой даже куда более опасные чем рискованные исследования.
          04.04.2024
          Иван, рискованные исследования надо на мышах проводить. Можно на себе. Но никак не на еще не рожденных детях. Я бы еще понял, если бы некая пара очень хотела родить, но по генетике риск тяжелых патологий у ребенка для нее был очень велик. И тогда ученый, основываясь на имеющихся научных знаниях и исследованиях, корректирует геном. Такое вмешательство, на мой взгляд, этически может быть оправдано. А в данном случае я ни вижу никаких серьезных показаний. Гены, как правило, влияют сразу на несколько функций в организме. Кроме того, гены взаимодействуют, что еще более усложняет картину. Современная молекулярная генетика при всех ее успехах, к сожалению, еще очень далека от системного представления о работе генетической-эпигенетической машины сложных организмов, и поэтому она не может предсказать всех последствий вмешательства. То, что дети родились здоровыми, еще ни о чем не говорит. Множество заболеваний, связанных с дефектами наследственности, проявляются в более позднем возрасте. Да и дело даже не в том, заболеют они из-за этого вмешательства или нет. Проблема, что человек полез проводить манипуляции, все последствия которых не представляет. И не имея на то серьезных оснований. СПИД, безусловно, тяжелая болезнь, но есть профилактика, есть лечение, и вероятность заражения для людей, не входящих в известные группы риска, не столь высока. Да и с чисто научной точки зрения этот эксперимент, боюсь, вряд ли будет иметь большую ценность. В этой области надежные выводы делаются только на основе статистики, а три человека - это не статистика, отделить закономерность от случайности здесь будет крайне сложно в связи мизерностью выборки. Если целью этого ученого было попасть в Википедию в качестве первого генетика, отредактировавшего геном человеческого эмбриона, то он, безусловно, своего добился. Но с этической и юридической точки зрения, на мой взгляд, это преступление.
    04.04.2024
    Zhe, вот именно. Странно, что его дальше допустили к работе. Ну надеюсь, от пациентов хоть оградили.
    Natalia
    04.04.2024
    Zhe, это дети дискордантных пар, один из родителей был носителем ВИЧ, скорее всего отец, но шансы заразиться все равно были.
Алексей Ли
Коперников и Галилеев тоже сжигали
    03.04.2024
    Алексей, сожгли Бруно причем по другому поводу (занятия черной магией) а Коперник и Галлилей дожили до глубокой старости (74 и 78 лет) и умерли в своей постели
OlNighte
03.04.2024
За 3 года он мог столького ещё открыть, бесмысленное просирание времени, таким учёным надо давать средства ну и конечно иногда нужно выходить за рамки гуманности, такие методы приводят нас к прогрессу в медицине и других областях ещё с давних времён
    Sergey
    03.04.2024
    OlNighte, на эксперименты со своим отпрыском пойдёте?
      Наталия
      03.04.2024
      Sergey, а вы бы пошли, если бы, например, в вашей семье была бы тяжёлая неизбежная наследственность? Я бы пошла на эксперимент.
        03.04.2024
        Наталия, он не исправлял испорченную наследственность. Он просто сделал детей невосприимчивыми к ВИЧ. Это, кстати, надо ещё как-то будет подтвердить. Пытаться заразить их ВИЧ?
          03.04.2024
          Вячеслав, не детей, а их биоптаты, полагаю.
            04.04.2024
            Shelove517, это ж как надо между строк читать, разговор об уже рожденных детях. Никого не волнует, что эксперимент на людях проводился? Вообще такого биолога нельзя допускать к практике. Срок отсидел, а дальше пусть теорией занимается.
              04.04.2024
              Елена, я в курсе про эксперимент. Моя фраза была ответом на "...сделал детей невосприимчивыми к ВИЧ. Это, кстати, надо ещё как-то будет подтвердить. Пытаться заразить их ВИЧ?" - ответ: "(Пытаться заразить ВИЧ) не детей, а их биоптаты..."
      garipoff.main
      03.04.2024
      Sergey, зачем передёргивать? он никого не принуждает, и желающие найдутся, вопрос же в развитии технологии и помощи, а не в насильственном эксперименте без права выбора.
      03.04.2024
      Sergey, ученые нашли бездетную пару и предложили им провести ЭКО скорей всего еще и совершенно бесплатно. Так что никаких "экспериментов со своим отпрыском" не было. Но не было и разрешения от контролирующих организаций. Я так понимаю разрешение он попросту подделал, за что и отсидел три года.
        04.04.2024
        Иван, как это не было экспериментов с отпрыском? Трое детей родились. В чем по-вашему разница между ребенком, рожденным с помощью ЭКО, и обычным путем зачатым?
          04.04.2024
          Елена, а чего вы так раскудахтались-то? Дети родились, дети здоровы. Последствий не наблюдается. Любая дама что делает аборт проводит куда более бесчеловечный эксперимент со своим отпрыском. А тут ой ты надо же чуть не расстрелять врача собрались который всего-то поправил геном причем в лучшую сторону. И уж конечно делал это с согласия родителей, которых вы собираетесь "оградить". Хоть они-то как раз претензий к врачу не имеют.
    Ilya
    04.04.2024
    OlNighte, да вряд ли он без дела сидел
    Eset
    07.04.2024
    OlNighte, фашисты тоже придерживаюсь таких же взглядов, над всем русскоговорящим и не только населением эксперементировали
Про него же и редактированых детей решили не говорить и не писать, а тут сразу... и с детьми все в порядке... И работать продолжает

Большие черные дыры всегда поражают своей массой, особенно когда мы находим их в молодой Вселенной. Миллиард лет — слишком небольшой промежуток времени, чтобы набрать настолько гигантскую массу «классическим» поглощением окружающей материи. И вот ученые нашли пару объектов, впервые подтверждающую один из сценариев быстрого появления сверхмассивных черных дыр в молодой Вселенной.