23.04.2016
Редакция Naked Science

США и Россия могут объединиться в изучении Венеры

Россия и США могут организовать совместную миссию по изучению атмосферы и поверхности Венеры – об этом журналистам сообщили в РАН. Планируется, что NASA возьмет на себя разработку приборов, а российская сторона создаст «долгоживущую станцию на планете».

6085976770_cf1b380838_o

Как рассказал ТАСС директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый, миссия может быть реализована в 2025–2028 годах. «Мы планируем, что нашей миссией будет такая долгоживущая станция с посадкой на Венеру, исследование состава ее атмосферы, динамики ветров и поверхности», – пояснил Лев Зеленый. Степень участия NASA в проекте пока обсуждается. Не исключено, что американская сторона возьмет на себя разработку и поставку приборов для изучения атмосферы Венеры, а также исследование ее взаимодействия с потоками солнечной плазмы с орбиты. Что касается высадки людей на Венере, то представитель РАН исключил такую возможность, поскольку на планете «наблюдается сильный парниковый эффект, а в ее атмосфере содержатся облака серной кислоты». «Человек вряд ли туда когда-нибудь долетит, к сожалению», – резюмировал Лев Зеленый.

Напомним, что у NASA уже есть опыт исследования Венеры. В 1989 году американцы запустили межпланетную станцию «Магеллан», впервые осуществившую подробное и полномасштабное радиолокационное картографирование Венеры. Станция проработала до 1994 года, когда в ходе приближения аппарата к Венере контакт с ним был потерян.

Еще до «Магеллана» Венеру исследовали советские аппараты. 16 спутников «Венера» были запущены в 60–70-х годах прошлого века. Первый из них смог лишь пройти в неуправляемом состоянии на удалении 100 тыс. км от Венеры, однако последующим удалось достичь поверхности планеты, получив точные данные о магнитных полях, потоках солнечной плазмы, космических лучах и радиоизлучениях. Кроме того, в 1970 году, впервые в истории космонавтики, аппарат «Венера-7» установил радиосвязь с Землей с поверхности планеты. Завершающие серию «Венера-15» и «Венера-16», как полноценные искусственные спутники, несколько месяцев передавали на Землю информацию по радиолокационному изучению поверхности планеты

В 2013 году в России началось обсуждение концепции проекта «Венера-Д» («Венера Долгоживущая»), включавшего орбитальный аппарат со временем работы больше двух лет, субспутник, посадочный аппарат типа «Вега» со сроком активного существования три часа и долгоживущую станцию, которая должна проработать на поверхности не меньше суток. Предполагалось, что разработкой займется НПО имени С. А. Лавочкина, создававшее семейство советских «Венер». По расчетам инженеров НПО, срок активной работы станции «Венера-Д» на поверхности планеты в перспективе должен составить 100 часов. Позже этот проект был приостановлен, однако осенью 2015 года к нему снова вернулись, включив в Федеральную космическую программу. В соответствии с документом запуск «Венеры-Д» запланирован на 2025 год.