Галактика выступила в роли увеличительного стекла — Naked Science

Галактика выступила в роли увеличительного стекла

Впервые ученым удалось экспериментально доказать «эффект гравитационной линзы» на сверхновой типа Iа: старая галактика, полная тусклых звезд, сумела в 30 раз увеличить яркость сверхновой, расположенной за ней на прямой линии.

viCwYWE1RzI

При угасании белый карлик может взорваться, превращаясь в сверхновую типа Iа. Все сверхновые такого класса имеют определенную окраску и максимальную яркость, поэтому любое отклонение от стандартных параметров свидетельствует о том, что свет от взорвавшейся звезды дошел до нас в искаженном виде.

Например, гравитационные силы какого-либо массивного объекта, скажем, галактики, могут отклонить световые волны и сфокусировать их наподобие линзы. Этот эффект будет наблюдаться с Земли, только если сверхновая и галактика-линза находятся на одной прямой линии с земными наблюдателями.

Группе исследователей, возглавляемой Робертом Квимби из Токийского университета, впервые удалось экспериментально подтвердить «эффект гравитационной линзы» на сверхновой типа Iа.

Сверхновая PS1-10afx была впервые открыта в 2010 году. Поскольку уровень ее яркости намного превышал стандартную, среди астрономов разгорелись споры: идет ли речь о принципиально новом типе сверхновых, или же ученым удалось впервые стать свидетелями эффекта гравитационной линзы.

Роберт Квимби с самого начала считал, что речь идет о гравитационной линзе, однако галактику, которая могла вызвать подобный эффект обнаружить не удавалось.

Теперь же его группе, наконец, удалось зарегистрировать галактику с тусклыми старыми звездами, которая до сих пор была неразличима из-за яркого фона другой галактики, в которой образовалась сверхновая PS1-10afx.

Согласно расчетам группы Квимби, обнаруженная галактика обладает идеальными размерами для того, чтобы усилить яркость сверхновой типа Iа, располагающейся за ней.

Огневые испытания центрального блока сверхтяжелой ракеты-носителя SLS прервались раньше времени. Чуть более чем через минуту после зажигания двигателей автоматика их отключила. По словам главы NASA, тест нельзя считать провалом, но изучение аномалии может повлиять на сроки дальнейших испытаний и первого полноценного запуска в конце 2021 года.

Продемонстрирована экспериментальная сеть связи на базе дронов, защищенная квантовым шифрованием.