25.04.2014
Редакция Naked Science

Галактика выступила в роли увеличительного стекла

Впервые ученым удалось экспериментально доказать «эффект гравитационной линзы» на сверхновой типа Iа: старая галактика, полная тусклых звезд, сумела в 30 раз увеличить яркость сверхновой, расположенной за ней на прямой линии.

viCwYWE1RzI

При угасании белый карлик может взорваться, превращаясь в сверхновую типа Iа. Все сверхновые такого класса имеют определенную окраску и максимальную яркость, поэтому любое отклонение от стандартных параметров свидетельствует о том, что свет от взорвавшейся звезды дошел до нас в искаженном виде.

Например, гравитационные силы какого-либо массивного объекта, скажем, галактики, могут отклонить световые волны и сфокусировать их наподобие линзы. Этот эффект будет наблюдаться с Земли, только если сверхновая и галактика-линза находятся на одной прямой линии с земными наблюдателями.

Группе исследователей, возглавляемой Робертом Квимби из Токийского университета, впервые удалось экспериментально подтвердить «эффект гравитационной линзы» на сверхновой типа Iа.

Сверхновая PS1-10afx была впервые открыта в 2010 году. Поскольку уровень ее яркости намного превышал стандартную, среди астрономов разгорелись споры: идет ли речь о принципиально новом типе сверхновых, или же ученым удалось впервые стать свидетелями эффекта гравитационной линзы.

Роберт Квимби с самого начала считал, что речь идет о гравитационной линзе, однако галактику, которая могла вызвать подобный эффект обнаружить не удавалось.

Теперь же его группе, наконец, удалось зарегистрировать галактику с тусклыми старыми звездами, которая до сих пор была неразличима из-за яркого фона другой галактики, в которой образовалась сверхновая PS1-10afx.

Согласно расчетам группы Квимби, обнаруженная галактика обладает идеальными размерами для того, чтобы усилить яркость сверхновой типа Iа, располагающейся за ней.