29.02.2016
Редакция Naked Science

Астрономы приблизили конец Вселенной до 2,8 млрд лет

Новые теоретические расчеты приблизили дату Большого разрыва, в котором может погибнуть наша Вселенная, почти в 10 раз.

150703-big-rip
©Wikipedia / Автор: Татьяна Соловьёва

Сценариев конечной судьбы нашего мира существует немало, даже если при этом отбросить ненаучные версии и оставить только физику. Часто они прямо противоположны друг другу, обещая самый разный исход в зависимости в том числе от формы Вселенной и некоторых других параметров, которые мы точно пока не можем оценить.

В закрытой Вселенной, представляющей собой нечто вроде поверхности огромного шара, гравитация рано или поздно преодолеет расширяющееся давление темной энергии, космос начнет сжиматься и закончится, окончательно свернувшись в сингулярность, как Большой взрыв, только наоборот. В открытой Вселенной, похожей на изогнутое седло, темная энергия продолжает действовать все сильнее, расширение все ускоряется. Вещество не будет равномерно и «тонким слоем» рассеяно по ней, а температура не станет практически абсолютным нулем, гарантируя тепловую смерть.

Возможно также, что все закончится Большим разрывом, при котором плотность темной энергии вырастет бесконечно, она разнесет на отдельные частицы все, что есть во Вселенной, и вся она будет расширяться с бесконечной скоростью. Те же два сценария связывают и с геометрией плоской Вселенной, и, судя по недавним наблюдениям телескопа WMAP, скорее всего, она именно такая.

Как видим, многое в будущем космоса зависит от геометрии Вселенной и свойств темной энергии, которая вызывает ее расширение. Например, если плотность ее не меняется на больших масштабах времени, наш мир ждет тепловая смерть, если нарастает, – Большой разрыв. Установить это еще предстоит, как предстоит уточнить и дату ожидаемого конца. Ранее ее переносили на 22 млрд лет вперед, однако в новой работе европейских ученых Большой разрыв приближен почти вдесятеро – до 2,8 млрд лет.

Для расчетов авторы использовали уточненные данные по скорости расширения Вселенной, динамике галактик и сверхновых и пришли к выводу, что нижняя планка времени, оставшегося до гибели, лишь в 1,2 раза больше текущего возраста Вселенной. Иначе говоря, еще 2,8 млрд лет. «Примечательно, но это меньше времени, за которое, как ожидается, погаснет Солнце (5–7 млрд лет)», – пишут авторы. Впрочем, верхней планкой даты Большого разрыва остается бесконечность, где он превращается в тепловую смерть.