Эксперты о квантовых компьютерах
28 сентября

Ребра первого африканского анкилозавра усеивали шипы

3.8

По словам ученых, этот древнейший анкилозавр носил уникальную броню: ни у одного известного позвоночного — живого или вымершего — не встречали таких шипов, сросшихся с ребрами.

Ребро первого африканского анкилозавра
Ребра первого африканского анкилозавра были усеяны шипами / © The Natural History Museum

Ученые из Музея естественной истории в Лондоне, Бирмингемского университета, Университетского колледжа Лондона, Университета Сиди Мохамеда бен Абделлаха в Фесе (Марокко) и Цюрихского университета (Швейцария) сообщили об открытии нового вида анкилозавров — инфраотряда вымерших динозавров отряда птицетазовых, — который обладал уникальной для позвоночных броней. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Динозавры бродили по Земле миллионы лет назад, но еще несколько десятилетий назад о них было мало что известно за пределами научного сообщества. Интересные подробности об этих доисторических ящерах появляются благодаря изучению останков. Одна из таких окаменелостей показала, что динозавр с бронированным шипами туловищем жил около 150 миллионов лет назад. Ученые идентифицировали его как анкилозавра — близкого родственника более известного нам стегозавра, тоже травоядного.

Нехватка данных об окаменелостях не позволяла точно определить диапазон обитания анкилозавров, однако авторы нового исследования обнаружили, что эти существа жили в разных регионах Земли между поздним юрским и ранним меловым периодами. А одного из древнейших на сегодня анкилозавров — Spicomellus afer — впервые нашли в Африке, в горах Марокко (обычно их ареал ограничивался бывшим континентом Лавразией, объединявшим с конца палеозоя до конца мезозоя Северную Америку, Гренландию и Евразию, за исключением Аравийского полуострова и Индостана).

© Maidment et al., 2021

Команда, возглавляемая Сюзанной Мейдмент, при помощи рентгена проанализировала окаменелость NHMUK PV R37412, хранящуюся в Музее естественной истории британской столицы. Фрагмент — ребро с четырьмя шипами — датировали средним юрским периодом, 163-168 миллионов лет назад. По словам ученых, анкилозавр имел «причудливую» броню, которая срослась с ребрами и выступала наружу, — уникальная физиология, которую ранее не встречали ни у одного позвоночного.

«Это странно, так как у животных есть мышцы, которые проходят по поверхности ребер. Но у этого анкилозавра, видимо, было другое расположение мышц на спине», — рассказала Мейдмент. Почему шипы срослись с костями, ведь обычно они располагаются над кожей и «врезаются» в нее, — не ясно. Вероятно, перед учеными — ранняя версия брони этого вида динозавров.

Социологи и политологи из НИУ ВШЭ выяснили, какие ценностные модели и в каких случаях обеспечивают большую поддержку гражданами действий властей по борьбе с пандемией коронавируса.

По информации из блогов китайской социальной сети Weibo, двухместный истребитель J-20B совершил первый полет. Он стал развитием Chengdu J-20, впервые поднявшегося в небо в 2011 году.

Польские и немецкие исследователи выяснили, что стратегические маршруты прошлого коренным образом могли менять ландшафт той или иной территории.