25 января
3 781

Телескоп James Webb вышел на рабочую орбиту

4.6

Инфракрасная обсерватория James Webb Space Telescope завершила перелет до второй точки Лагранжа, выйдя на рабочую орбиту. Путешествие от Земли к месту назначения заняло месяц.

James Webb / ©NASA

Космический телескоп James Webb достиг места назначения — второй точки Лагранжа в системе Солнце — Земля. Обсерватория активировала свои двигатели на 297 секунд для финальной коррекции курса 24 января, в 22:00 по московскому времени.

Телескоп решили разместить на гало-орбите в точке Лагранжа L2 системы Солнце — Земля, чтобы он смог наблюдать слабые сигналы в инфракрасном диапазоне без помех со стороны любых источников тепла.

Обсерваторию запустили 25 декабря 2021 года с космодрома Куру. James Webb cтал наикрупнейшим космическим телескопом с самым большим зеркалом из всех, когда-либо запущенных людьми.

За время полета к месту назначения James Webb выполнил ряд ключевых операций. Были раскрыты основные элементы, включая оптическую систему и тепловой щит. Можно сказать, самая «пугающая» часть путешествия давно позади: впереди нас ждет масса бесценных научных открытий.

Новую обсерваторию рассматривают как преемника знаменитого телескопа Hubble, который запустили еще в 1990-м: с тех пор технологии шагнули далеко вперед. Первичное зеркало James Webb включает в себя 18 шестиугольных сегментов. Вместе они образовывают единое зеркало, имеющее общий диаметр 6,5 метра. Для сравнения, диаметр зеркала Hubble — 2,4 метра.

«Хаббл» (слева) и «Джеймс Уэбб» (справа) / ©NASA

С помощью James Webb ученые надеются найти ответы на фундаментальные вопросы мироздания. Предполагают, что телескоп сможет обнаружить свет первых звезд и галактик, которые сформировались после Большого взрыва. Его возможности позволят исследовать, как формировалась и развивались галактики, звезды и планетные системы.

В числе важнейших задач James Webb — обнаружение относительно холодных экзопланет. Возможности телескопа в этом смысле превосходят возможности любой другой космической или наземной обсерватории, а значит, нас может ждать прорыв в экзопланетологии.

При этом в NASA уже работают над «идеологическим» преемником James Webb — широкодиапазонной инфракрасной обсерваторией Nancy Grace Roman Space Telescope. Ее главное зеркало создали еще в позапрошлом году. Ученые надеются, что с помощью телескопа можно впервые получить прямые фотографии экзопланет. Кроме того, благодаря ему исследователи хотят понять сущность темной энергии.