4 065

Китай впервые в своей истории посадил на Марсе планетоход

4.9

КНР провела посадку на Красной планете аппарата «Тяньвэнь-1». Это первый случай, когда китайский космический аппарат сел на другой планете.

Планетоход «Тяньвэнь-1»
Китайский планетоход / ©CNSA

Китайская космическая индустрия прошла очередной важный этап развития: созданный инженерами Поднебесной марсоход впервые сел на поверхности другой планеты.

Об успешной посадке аппарата «Тяньвэнь-1» сообщили в Китайском национальном космическом управлении. Посадочный модуль коснулся поверхности Марса в 07:18 по пекинскому времени (02:18 мск). Перед этим он и орбитальный модуль были разделены. После снижения скорости посадочный модуль раскрыл парашют, а затем отбросил его: окончательное гашение скорости достигли за счет тормозного ракетного двигателя.

Посадка китайского планетохода / ©CNSA

Аппарат сел в южной части равнины Утопия в Северном полушарии Красной планеты. Посадку провели в автоматическом режиме, что обусловлено большой задержкой связи и невозможностью прямого управления с Земли. Согласно плану, после касания с поверхностью планетоход должен проверить все системы и сойти с посадочной платформы, приступив к исследованиям.

Среди задач марсохода — картирование морфологии и геологической структуры Красной планеты на примере исследуемой области. В свою очередь, орбитальный зонд нацелен на глобальное изучение Марса. В широком смысле миссия должна позволить ответить на вопрос о существовании жизни на планете (сейчас или ранее), а также исследовать ее поверхность.

Высота марсохода достигает 1,85 метра, его масса составляет 240 килограммов. Аппарат оснастили георадаром для исследований на глубину до 100 метров под поверхностью, детектором магнитного поля на поверхности, прибором для метеорологических измерений, детектором поверхностных соединений Марса, мультиспектральной камерой, а также навигационной и топографической камерами.

Миссию «Тяньвэнь-1» запустили 23 июля 2020 года. В качестве ракеты-носителя использовали «Чанчжэн-5».

Ракета-носитель CZ-5 с зондом «Тяньвэнь-1» / ©Роман Баландин/ТАСС

Другим достижением Китая стала прошлогодняя посадка на Луне автоматической станции «Чанъэ-5». Аппарат взял образцы лунного грунта и доставил их на Землю, что стало для Поднебесной первой научной миссией такого характера.

Первой, но не последней. В 2024-м КНР должна запустить к Луне экспедицию «Чанъэ-6». Беспилотный аппарат приземлится на поверхности спутника, возьмет образцы и доставит их домой.

Все это часть более амбициозного плана, направленного на первую высадку тайконавта на лунной поверхности. В перспективе Китай совместно с Россией хочет создать на Луне базу.