Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В МФТИ изучили материалы, которые позволят создать ультратонкие линзы и сверхчувствительные приемники
Ученые Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ с коллегами из других вузов и научных институтов изучили оптические свойства двумерных соединений серы с платиной и оловом. Исследованные материалы имеют высокий показатель преломления, который позволяет создавать на их основе ультратонкие линзы, биосенсоры, транзисторы, фотодетекторы и сверхчувствительные приемники, а гигантская анизотропия соединений платины — преодолеть дифракционный предел.
Работы опубликованы в журнале Nanomaterials (1 и 2). Эра двумерных материалов началась с исследований стабильного графена в 2004 году выпускниками Физтеха Андреем Геймом и Константином Новоселовым. С тех пор было открыто более 5000 двумерных соединений, свойства многих из них до сих пор не изучены.
Одним из перспективных классов монослойных соединений, применяющихся в оптических устройствах, являются дихалькогениды переходных металлов, химическая формула — MX2 (М — металл и Х — халькоген: сера, селен или теллур). Благодаря их уникальным оптическим и электронным свойствам: гигантской анизотропии, высокому показателю преломления, высокой мобильности носителей заряда, связанным экситонам — они произвели революцию в оптоэлектронике.
Сейчас дихалькогениды переходных металлов используются в фотодетекторах, полевых транзисторах, линзах и так далее. Наиболее известные материалы в этой группе — соединения с молибденом и вольфрамом, однако они имеют относительно низкую стабильность в нормальных условиях, а их область применимости ограничена видимым диапазоном света.
Физики из МФТИ изучили две группы дихалькогенидов: соединения с платиной (PtS2, PtSe2) и оловом (SnS2, SnSe2). Эти материалы выделяются широко настраиваемой полосой пропускания (от видимого до ИК-диапазона), высоким показателем преломления и механической стабильностью.

Для исследования использовались атомарно тонкие образцы порядка 5 нм (10 слоев). Наибольший практический интерес для нанофотоники представляют оптические константы: показатель преломления n, отвечающий за распространение света, и показатель поглощения света k. Константы определялись методом спектроскопической эллипсометрии (оптический метод, основанный на изменении поляризации света при взаимодействии с образцом) в широком диапазоне частот от ультрафиолетовых до средних инфракрасных длин волн (от 245 до 3300 нм).
Ученые выяснили, что для соединений с платиной PtS2 и PtSe2 характерен высокий показатель преломления (n ~ 4) и ненулевой показатель поглощения (k > 0) на всем диапазоне исследуемых частот. Материалы с такими характеристиками требуются для фотодетекторов.
Дополнительные квантово-механические расчеты показали согласие с экспериментом. Более того: для платиновых дихалькогенидов теория предсказала гигантскую оптическую анизотропию (если светить на кристалл с разных сторон, то свет будет отражаться по-разному). Гигантская анизотропия позволяет «сжимать» в несколько раз длину волны света (и даже преодолеть дифракционный предел), что существенно увеличивает разрешающую способность приборов. Работа 2021 года этой же группы ученых, посвященная гигантской анизотропии дихалькогенидов, была опубликована в Nature Communications.
Для проверки потенциальной применимости пленки PtS2 и PtSe2 использовали в качестве функционального слоя в специальном биосенсоре, работающем на явлении поверхностного плазмонного резонанса. Это явление возникает при взаимодействии фотонов со свободными электронами в металле. Если на поверхность металла поместить биомолекулы, резонанс сдвигается, так что появляется возможность определить концентрацию исследуемых биомолекул.
После добавления PtS2 и PtSe2 чувствительность биосенсора увеличилась на 60 и 30 процентов соответственно. Рост чувствительности происходит благодаря высокому показателю поглощения, позволяющему «собрать» свет, и наличию поглощения света, «убирающего шумы». Подобные биосенсоры активно применяются в фармакологии.
В том же диапазоне от ультрафиолетовых до средних инфракрасных длин волн ученые определили оптические константы SnS2 и SnSe2.. Соединения с оловом имеют чуть меньший показатель преломления, чем платиновые: порядка 3, но при этом их показатель поглощения света на большей части исследуемого спектра — нулевой, что позволяет их использовать для изготовления плоских линз. По своим характеристикам SnS2 оказался между классическими материалами, использующимися в оптике видимого диапазона, Si, GaP и TiO2. При этом SnS2 имеет показатель преломления выше, чем у TiO2, и прозрачен в большем диапазоне, чем Si и GaP.
Перспективы использования дихалькогенидов в нанофотонике прокомментировал первый автор работ, сотрудник лаборатории двумерных материалов и наноустройств МФТИ Георгий Ермолаев: «В мире известно около 5000 двумерных материалов. Получается так, что новые атомарно тонкие материалы сначала используются в различных оптических девайсах, а уже потом исследуются свойства этих соединений. Мы исследовали оптические свойства дихалькогенидов платины и олова в широком диапазоне частот.
Для платиновых соединений мы обнаружили, что они хорошо поглощают свет, а значит, подходят для задач приема, собирания света и детектирования. Соединения олова имеют высокий показатель преломления, но не поглощают. На их основе можно делать оптические элементы, которые не теряют свет, например плоские линзы. SnS2 имеет высокий показатель преломления в видимом диапазоне света, таких материалов известно мало.
Сейчас мы набираем базу двумерных материалов, в частности, дихалькогенидов, исследуем их свойства, чтобы затем использовать машинное обучение и уже автоматически искать соединения с желаемыми характеристиками. Например, это поможет найти материал с самой большой анизотропией». В работе, кроме сотрудников Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ, принимали участие ученые из НИИ автоматики имени Н. Л. Духова, Университета Минуфия ( Египет), МГУ имени М. В. Ломоносова, МИФИ и Инновационного центра Сколково.
Астрономы впервые напрямую связали основание гигантского джета с «тенью» впервые «сфотографированной» сверхмассивной черной дыры M87*. Анализ данных, полученных с помощью Телескопа горизонта событий (EHT), позволил проследить, где именно формируется релятивистская струя и лучше понять механизмы ее возникновения.
С середины XX века мирный атом ассоциируют прежде всего с АЭС. Но при всей важности последних иногда за ними не видят многие другие сферы применения атомных технологий — от транспорта до лечения заболеваний и применения в сельском хозяйстве, новых технологий получения сложных материалов и производства аккумуляторов. Всего на неэнергетические цели на планете работают 223 реактора. Попробуем разобраться, чем они занимаются и какие еще направления находятся в фокусе атомной отрасли.
Число устойчивых к антибиотикам инфекций растет на 15% в год, унося миллионы жизней. Схожая проблема есть в онкологии. Существующие методы лечения — комбинированная и точечная терапия — несовершенны: первая слишком токсична, а вторая теряет эффективность из-за мутаций. Перспективная альтернатива — молекулярные гибриды, атакующие болезнь сразу по нескольким направлениям. Однако их создание сдерживает фундаментальное ограничение: современные технологии не могут придать этим молекулам стабильную 3D-форму, необходимую для точного воздействия. Чтобы решить эту проблему, ученые Пермского Политеха разработали метод, который заставляет гибридную молекулу самостоятельно принимать нужную трехмерную структуру. Это позволило получить новые соединения с потенциальным противоопухолевым и противовоспалительным действием.
Международная команда палеонтологов описала новый вид динозавра размером с крупную современную птицу. Он носил на голове плотный костяной нарост, который эти животные, возможно, использовали для внутривидовых разборок. Находка показывает, что даже мелкие хищники мелового периода могли решать конфликты не только когтями и зубами, но и ударами головой.
Кэтлин Рубинс выступила перед комитетом Национальных академий США и рассказала, что не так с новыми скафандрами для близкой высадки американцев на Луне. Учитывая ее 300-дневный опыт пребывания в космосе, критика выглядит довольно обоснованной. В прошлом году Рубинс ушла с поста руководителя отделения внекорабельной деятельности отдела астронавтов, где она участвовала в разработке новых лунных скафандров.
Некоторые исследователи предполагали, что по мере исчезновения морского льда белые медведи потеряют кормовую базу и начнут умирать от истощения. Однако их популяция, живущая в районе максимального исчезновения морского льда, напротив, существенно прибавила в весе.
От рыб произошли все наземные позвоночные, включая нас, но как именно рыбы стали главным населением морей — до последнего времени оставалось неясным. Авторы новой научной работы попытались доказать, что причиной этого было вымирание, возможно, вызванное белыми ночами.
Международная команда палеонтологов описала новый вид динозавра размером с крупную современную птицу. Он носил на голове плотный костяной нарост, который эти животные, возможно, использовали для внутривидовых разборок. Находка показывает, что даже мелкие хищники мелового периода могли решать конфликты не только когтями и зубами, но и ударами головой.
Образцы грунта, взятые астронавтами полвека назад, вложили еще один важный кирпич в здание научной картины мира: гипотеза о том, что Земля исходно была сухой, не стыкуется с фактами. Похоже, идею о невозможности сохранения большого количества воды на «теплых» планетах придется пересмотреть.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
