09.09.2020
3 241

Ученые засомневались в способности лесов спасти планету от глобального потепления

5.2

Новое исследование показало, что чем больше углекислого газа накапливается в воздухе, тем быстрее растут деревья, но тем меньше они живут, сводя на нет надежду на сдерживание глобального потепления с помощью посадки лесов.

©JoLynne Martinez / Автор: Павел Сорокин

Поглощая углекислый газ из воздуха, леса выступают одними из главных союзников человечества в борьбе с глобальным потеплением. Сегодня они связывают более четверти всех выбросов СО2, которые создаются людьми. Вклад деревьев обязательно учитывают во всех климатических моделях, которые прогнозируют будущие уровни углекислого газа и температуры. Считается, что рост содержания СО2 в атмосфере позволяет растениям быстрее набирать массу, поглощая все большие объемы газа.

Однако похоже, что их вклад может оказаться далеко не так велик, как мы надеялись. В новой статье, опубликованной в журнале Nature Communications, отмечается, что ускоренный рост деревьев ведет к сокращению срока их жизни — притом что, разлагаясь в почве, стволы снова возвращают углекислый газ в атмосферу. «Медленнорастущие и долгоживущие деревья замещаются быстрорастущими, но куда более уязвимыми», — добавляет один из авторов работы Стив Волкер (Steve Voelker).

Ученые исследовали годовые кольца более чем на 200 тысячах древесных спилов, собранных в разных регионах планеты, показав, что обратная зависимость между скоростью роста и продолжительностью жизни проявляется повсеместно, в том числе в тропиках, где произрастают основные поглотители углекислого газа. Возможно, «в обмен» на ускоренный рост деревья вкладывают меньше ресурсов на развитие механизмов защиты от неблагоприятных факторов среды, будь то нашествие насекомых или засуха.

В результате способности лесов связывать углекислый газ, на первом этапе увеличившиеся, затем, по мере вытеснения «медленных» растений «быстрыми», должны снизиться. Ученые также добавляют, что «представления о том, будто накопление продуктов сжигания ископаемого топлива можно сдержать, сажая как можно больше деревьев, не выдерживает научной проверки».