23.12.2022
Анна Новиковская

Биологи раскрыли секрет прозрачности лягушек

5.5

В Южной Америке обитает несколько видов стеклянных лягушек — маленьких амфибий, которые во время дневного сна становятся почти полностью прозрачными. Теперь ученые поняли, как им это удается.

Группа стеклянных лягушек на листе / © Jesse Delia / Автор: Артем Фомин

Существует немало животных, способных становиться почти прозрачными, но большинство из них — обитатели моря. Среди сухопутной фауны подобный способ маскировки встречается гораздо реже, особенно у позвоночных животных, чей кровоток насыщен эритроцитами — кровяными клетками, чей красный цвет сложно спрятать.

Однако существует целое семейство маленьких амфибий, которые так и называются — стеклянные лягушки. Они обитают в Южной Америке и активны преимущественно ночью, тогда как днем забираются на листья и замирают, становясь почти прозрачными. Но куда в таком случае деваются эритроциты?

Чтобы ответить на этот вопрос, группа американских биологов попыталась провести лабораторные исследования механизма прозрачности, но столкнулась с проблемой. Оказалось, лягушки становятся прозрачными, только когда мирно засыпают, не испытывая беспокойства: если ученые пытались усыпить животных с помощью наркоза, те оставались непрозрачными.

Чтобы справиться с этой загвоздкой, авторам нового исследования пришлось использовать методы фотоакустической микроскопии, при которой безопасный лазерный луч попадает в живую ткань, поглощается ее молекулами и преобразовывается в ультразвуковые волны, которые затем используются для создания подробных биомедицинских изображений молекул. Так биологам удалось отслеживать эритроциты в теле спящих лягушек, не вводя амфибиям специальные вещества и в принципе не касаясь их руками.

Обследование лягушки, вниз головой спящей в чашке Петри / © Jesse Delia

Результаты оказались потрясающими: на время сна 90 процентов эритроцитов лягушки покидали ее кровоток и концентрировались в печени, выходя из нее только в процессе пробуждения животного. Пока не понятно, каким образом эритроциты не слипаются при такой плотной концентрации и не образовывают кровяной сгусток: исследования в этой области будут не только интересны, но и могут помочь людям, страдающим от проблем с сосудами.