15 октября

Еда глубокой переработки привела к нарушениям памяти

4.9

По мнению ученых, потребление пищи глубокой переработки ухудшает когнитивные функции — вероятно, благодаря нейроиммунному механизму. Однако добавка в виде докозагексаеновой кислоты помогает в некоторой степени избежать этого.

Кадр из мультсериала «Симпсоны»
Кадр из мультсериала «Симпсоны» / © Getty Images

Продукты глубокой переработки богаты на соль, сахар и жир: благодаря им вкус и внешний вид еды становятся более привлекательными, а срок хранения продлевается. Однако потребление такой пищи чревато превышением рекомендуемых норм этих же веществ. В результате в последние десятилетия в мире наблюдаются рост числа случаев хронических заболеваний и ожирения.

Предыдущие исследования показали, что подобный тип питания также отрицательно влияет на здоровье мозга и когнитивные функции у грызунов и приматов. Однако механизмы, через которые еда глубокой переработки воздействует на мозг, в особенности возрастной, оставались неизвестными. Восполнить этот пробел взялись ученые из Государственного университета Огайо (США). Результаты работы опубликованы в журнале Brain, Behavior, and Immunity.

Исследование проводили на крысах в возрасте трех месяцев и двух лет, которых случайным образом распределили на несколько групп. Первая потребляла привычную пищу (рацион состоял из 32% белка, 54% сложных углеводов (в основном пшеницы) и 14% жиров). Вторую посадили на диету, включавшую продукты глубокой переработки (19,6% белка, 63,3% рафинированных углеводов — кукурузный крахмал, патока и сахароза, — а также 17,1% жиров).

Третья группа питалась той же едой, что вторая, но еще им давали добавку в виде докозагексаеновой кислоты (ДГК). Это одна из трех кислот класса омега-3, в больших количествах присутствующая в рыбных жирах лосося и атлантической сельди, зоопланктоне, морских моллюсках и микроводорослях, при этом она практически отсутствует в растительных жирах.

У всех испытуемых был неограниченный доступ к еде. Спустя 28 дней молодые грызуны прибавили в весе, но не так сильно, как зрелые особи. Добавка полиненасыщенной жирной кислоты никак не помогла избежать набора массы тела. Однако в гиппокампе и миндалевидном теле взрослых животных, потреблявших продукты глубокой переработки без ДГК, оказалась значительно повышена активация генов, связанных с мощным провоспалительным белком и другими маркерами воспаления: IL-1β, CD11b, MHC класса II, CD86, NLRP3. В отличие от трехмесячных крыс — вне зависимости от типа питания — и старых грызунов, которым давали докозагексаеновую кислоту.

Во время поведенческих экспериментов у зрелых животных среди прочего выявили признаки потери памяти, к тому же они провалили тесты на реакцию «бей или беги». «Миндалевидное тело у людей вовлечено в воспоминания, связанные с эмоциональными событиями, вызывающими страх и тревогу. Если эта область мозга дисфункциональна, сигналы, предсказывающие опасность, могут быть упущены и приведут к неправильным решениям», — отметили исследователи.

Предотвратить нарушения памяти помогла добавка с ДГК. Несмотря на это, ученые рекомендуют не воспринимать их результаты как «лицензию» на чрезмерное потребление еды глубокой переработки, вред которой будут нивелировать пищевыми добавками. «Людям следует обращать внимание на клетчатку и качество углеводов. Наше исследование показывает, как это важно», — подытожили авторы работы.