Вращение галактик показало, что Вселенная может быть структурированной и тоже вращаться — Naked Science

Статистика показывает, что спиральные галактики вращаются в ту или иную сторону неслучайным образом: возможно, эти аномалии связаны с наличием у Вселенной «полюсов» и осей вращения.

Сталкивающиеся спиральные галактики NGC 7714 и NGC 7715
Сталкивающиеся спиральные галактики NGC 7714 и NGC 7715 / ©NASA, ESA, Avishay Gal-Yam

Сопоставление более чем 200 тысяч спиральных галактик обнаружило неожиданные странности в направлениях их вращения. Они могут указывать на то, что и ранняя Вселенная могла вращаться. Об этом Лиор Шамир (Lior Shamir) из Канзасского университета сообщил на 236-й встрече Американского общества астрофизики (AAS), которая проходит в эти дни онлайн. Коротко о работе рассказывает пресс-служба университета.

В самом деле, обычно считают, что на больших масштабах наша Вселенная однородна и изотропна: нет никаких различий в физических законах и процессах, протекающих в разных ее регионах и направлениях. Расширяется она также одновременно и одинаково во все стороны. Лишь некоторые редкие и необъяснимые странности в наблюдательных данных заставляют задуматься над тем, нету ли у Вселенной определенной структурированности и неравномерности. На это указывают и новые результаты Лиора Шамира.

Астроном использовал данные обзоров SDSS и Pan-STARRS, которые в автоматическом режиме получили изображения миллионов галактик по всему небесному своду, а также снимки космического телескопа Hubble. Отобрав спиральные, Шамир с помощью нейросети распознал направления их вращения. В результате обнаружилось, что количество спиральных галактик, вращающихся по часовой стрелке и против нее (с точки зрения наблюдателя на Земле), различается примерно на два процента.

Асимметрии в распределении направлений вращения спиральных галактик образуют «космологический квадруполь». Цвет на изображении соответствует величине стандартного отклонения: чем она выше — тем выраженнее различия / ©Kansas State University

Разница невелика, однако вряд ли может быть случайной, причем она становится тем больше, чем дальше они расположены. Возможно, это указывает на то, что ранняя Вселенная была менее хаотична, чем современная. Кроме того, эта асимметрия вращения спиральных галактик различна в разных направлениях. По словам Лиора Шамира, такая картина может говорить о наличии во Вселенной определенных гармоник — квадруполя; иначе говоря, о существовании в ней четырех «полюсов» и осей вращения.

Такие гармоники прослеживаются и в реликтовом микроволновом фоне Вселенной. Однако они не позволяют проследить за движениями полюсов квадруполя во времени, тогда как по вращению спиральных галактик можно выяснить их даже в далеком прошлом. «Если Вселенная имеет ось, то это не простая и единственная ось, как у волчка, – говорит Шамир. — Это сложное наложение нескольких осей, причем постоянно смещающихся».