Афиша для землян: что смотреть на небе в ближайшие два года — Naked Science
Discovery Channel

Афиша для землян: что смотреть на небе в ближайшие два года

Совсем недавно весь мир наблюдал за уникальным астрономическим явлением: на 27 июля пришлось самое продолжительное за последние 105 лет полное лунное затмение, совпавшее с еще одним редким событием — великим противостоянием Марса. Тот, кто пропустил оба феномена, сможет наверстать упущенное.

Голубая Луна

В древности солнечные затмения, звездопады и кометы воспринимались как предвестники грядущих катастроф и дурные знамения. С тех пор прошли многие столетия: сегодня наука способна объяснить практически любое астрономическое явление, а прогресс позволяет всем желающим исследовать тайны далекого космоса, не покидая Землю.

Однако удивительные небесные феномены все равно не потеряли своего очарования: ежегодно сотни людей собираются вместе, чтобы понаблюдать за редчайшими астрономическими явлениями.21-22 октября.

Ориониды

Метеорный поток Ориониды виден ежегодно всем жителям Земли. Он длится с октября по ноябрь, а пик приходится на конец октября. Создан он кометой Галлея, которая находится в нашей системе уже более 2000 лет. Нагретые солнцем куски льда постепенно откалываются от кометы и продолжают движение по ее траектории, а падая в атмосферу, они оставляют яркие следы. Каждый год наша планета проходит через этот поток — в 2018 году наибольшую активность можно будет наблюдать 21-22 октября на обоих полушариях. Ориониды считаются одними из самых зрелищных звездопадов, поскольку несколько ярче других и обладают красивым мерцающим эффектом.

Чтобы увидеть орионидные метеоры, нужно найти на небе созвездие Ориона: радиант (место зарождения) сияющего потока будет находиться рядом с его Мечом, чуть севернее левого плеча (звезды Бетельгейзе). Однако лучше чуть отвести взгляд от этой точки, поскольку у таких метеоров короткие хвосты и их труднее увидеть. Во всем мире за Орионидами будут следить традиционно с полуночи до рассвета, а в Восточной Европе и России оптимальное время для наблюдения — приблизительно пять часов утра.

12-18 ноября. Леониды

Еще один из самых ярких метеорных потоков — Леониды, радиант которого лежит в созвездии Льва (отсюда и название). Леониды — мелкие осколки кометы Темпеля — Туттля, а сам поток известен своими сильными метеоритными бурями. Период его активности протекает с 6 по 30 ноября, а пик выпадает на середину месяца — в этом году с 12-е по 18-е число.

Наблюдать его также можно из любой точки Земли, хотя в Северном полушарии делать это будет чуть проще. В предыдущие годы оптимальным временем было около трех часов утра, однако некоторые метеоры будут хорошо видны и до пика, и утром, и на следующий день. Метеоры Леонид могут быть разного цвета, и часто, особенно в Южном полушарии, этот поток ассоциируются с зелеными полосами на небе.

18 мая 2019 года. Super Blue Moon

18 мая 2019 года Луна будет казаться значительно больше, чем обычно, — на этот день придется явление Super Blue Moon. Голубой Луной называется третье полнолуние астрономического сезона, в котором насчитывается четыре полные Луны. Оно совпадает с перигеем Луны — ближайшей к Земле точке лунной орбиты, — из-за чего Луна визуально увеличивается в размере на 14 процентов от своего первоначального диаметра, так как оказывается ближе к нашей планете.

Кроме нестандартных габаритов, можно заметить и необычный цвет Луны: синеватый оттенок, возникающий из-за дымки и пыли в атмосфере, которые рассеивают частицы красного света.

2 июля 2019 года. Полное солнечное затмение

2 июля 2019 года, в самый разгар дня на Чили и Аргентину опустится ночь — ненадолго, максимум на четыре с половиной минуты: именно столько здесь будет длиться солнечное затмение. Это явление связано с тем, что Луна проходит между Землей и Солнцем по такой траектории, что на короткой полностью заслоняет собой главную звезду нашей системы. Лучше всего этот феномен будет виден в юго-восточной части Тихого океана, Чили и Аргентине. Буквально в считаные секунды наползает темнота, тени становятся резче, а воздух прохладнее — и яркий день превращается в настоящие сумерки, а во время затмения 2017 года на небе стала видна невооруженным глазом Венера.

В первые моменты окончания полного солнечного затмения (когда Солнце начинает показываться и его лучи проходят по краям лунного диска), можно наблюдать эффект «бриллиантового кольца» — расплывчатого свечения вокруг контуров Луны. Длится он недолго — всего две секунды.

11 ноября 2019 года. Прохождение Меркурия по диску Солнца

В середине осени следующего года можно будет наблюдать редкое астрономическое явление — транзит Меркурия по диску Солнца. Когда Меркурий проходит точно между Солнцем и Землей, он становится виден на солнечном диске как небольшая двигающаяся черная точка. Этот феномен происходит 13-14 раз в столетие: в XXI веке их было всего три, четвертое состоится 11 ноября 2019 года, а следующее — только в 2032-м.

Длится транзит Меркурия примерно пять с половиной часов: в следующем году он начнется в 12:35, а завершится в 18:04 (время UTC, для наблюдателей в России необходимо перевести время в соответствии с часовой зоной своего региона).

21 декабря 2020 года. Соединение Юпитера и Сатурна

Накануне зимнего солнцестояния 2020 года, 21 декабря, в небе можно будет наблюдать редкое астрономическое явление — соединение Юпитера и Сатурна, известное также как Великое соединение. Последний раз оно происходило в 2000 году, а следующее, предположительно, состоится еще через 20 лет. Соединение — такое положение планет, при котором они видны практически в одном месте.

Юпитер и Сатурн окажутся примерно в семи угловых минутах друг от друга в ночном небе. Они будут так близки, что, вероятно, практически сольются в одну яркую двойную планету. Наблюдать этот феномен лучше всего сразу после заката.

Узнайте больше о других редких и уникальных астрономических явлениях и событиях, а также о процессах, которые происходят в Солнечной системе, в программе «Как устроена Вселенная» по средам, в 22:00 на Discovery Channel!

Discovery Channel