Закрыть10

Астрофизики пытаются объяснить отклонение орбиты далекой экзопланеты

Открытая недавно экзопланета HATS-14b вращается по очень странной орбите. Плоскость ее сильно отклонена от ожидаемой — и пока неясно почему.

25 нояб 2015 Сергей Васильев Комментариев: 0

Звезды и их планеты образуются из одного и того же вращающегося плотного газопылевого облака. Это вращение они, как правило, сохраняют навсегда — например, у нас в Солнечной системе все планеты движутся в одной плоскости. С другой стороны, известны и важные исключения. Считается, что изменить плоскость орбиты может какая-то посторонняя сила — например, мощный поток межзвездного вещества.

У больших и горячих звезд такое встречается чаще, а у маленьких и холодных – реже. Считается, что последние обладают более плотными атмосферами, что делает влияние гравитации более выраженным. Приливные силы, возникающие при движении планеты сквозь такое гравитационное поле, надежнее удерживают ее на положенном месте.

Однако обнаруженная в 2015 г. планета HATS-14b не вписывается в эту картину. Вращаясь у достаточно компактной и холодной звезды, она отклонена от плоскости вращения самой звезды на впечатляющие 76°. Масса и размеры HATS-14b примерно равны нашему Юпитеру, однако она находится к звезде намного ближе – всего на 3% расстояния от Солнца до Земли. Сама звезда невелика, и приливные силы должны были бы стабилизировать орбиту планеты. Но этого не происходит.

«Эта новая система никак не укладывается в схему, это аномалия, – говорит работающий в Гарварде австралийский астрофизик Джордж Чжу (George Zhou). – Я был одним из тех, кто предложил всю эту историю с приливными силами.

Аватар пользователя Farid Valitov