Какие профессии востребованы сегодня?
21.08.2020
2 738

У майя, предположительно, была та же мимика, что и у современных людей

4.8

Об этом американским ученым рассказали древние статуэтки индейцев. Таким образом, нейробиологи и психологи предположили, что по крайней мере пять эмоций (не путать с чувствами) универсальны для всего человечества. Склонность к тем или иным выражениям эмоциональных реакций, возможно, заложена генетически, а не передается через культурные штампы, о чем спорили до сих пор.

Выражение различных эмоций у индейских статуэток / ©advances.sciencemag.org

Исследование опубликовано в журнале Science Advances. Хотя многие люди даже не задумываются о том, что манера выражения наших эмоций может быть плодом культурных различий, специалисты спорят об этом долгие годы. Одни полагают, что похожие выражения эмоций характерны для всех народов, другие — что они обусловлены культурой. Главная сложность в проверке этого феномена заключается в том, что при подобных исследованиях всегда присутствуют сами ученые, которые, разумеется, сами принадлежат определенной культуре.

Кроме того, почти все современные традиционные сообщества так или иначе контактировали с представителями западной культуры, поэтому могли перенять выражение эмоциональных аспектов у чужестранцев. Чтобы обойти эту заведомо сложную ситуацию, ученые из Калифорнийского университета в Беркли (США) решили провести необычный эксперимент — изучить мимику древних индейских статуэток. Последние принадлежат культуре майя (а также некоторым другим: например, ольмекам), проживавшим в Мексике и Центральной Америке.

Соответствие эмоций, воспринимаемых в отдельных изображениях скульптурных лиц, и западные ожидания восприятия эмоций / ©advances.sciencemag.org

Каждая из 63 скульптур выражает ту или иную эмоцию: боль, восторг, гнев, грусть, решимость или напряжение. Нейробилог Алан Коуэн и психолог Дечер Келтнер сфотографировали лица статуэток, туловища при этом в кадр не попали. Цель заключалась в том, чтобы было невозможно определить контекст той или иной эмоции, ведь для каждой скульптуры он был свой: какая-то статуэтка корчилась от пыток, другая изображала общение матери с ребенком, третья — игру с мячом, занятия музыкой и так далее.

Чтобы выяснить, сумеют ли современники «прочитать» этот контекст только по выражению лица скульптур, не видя остального тела, ученые привлекли 325 англоязычных добровольцев в возрасте от 30 до 36 лет, которых опрашивали онлайн (чтобы исключить воздействие исследователей).

Результат эксперимента был однозначным — почти все участники верно истолковали контекст статуэток и правильно «считали» эмоции, которые выражали каменные изваяния. При этом у добровольцев был выбор из 30 эмоций, а также степень из 13 таких сложных эмоциональных состояний, как воодушевление и настороженность.

Таким образом, ученые получили доказательство в поддержку теории о генетическом происхождении как минимум пяти эмоциональных состояний, среди которых — боль, гнев, решимость или напряжение, восторг и грусть. Правда, споры об этом, видимо, не закончатся. Ведь разная трактовка эмоций существует в разных культурах по сей день. Так, меланезийская народность тробрианцы демонстрируют гнев и угрозу тем же выражением лица, которое в западной культуре трактовали бы как страх.