• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
31.05.2022
Ольга Иванова
48
11 866

Консерваторы vs либералы: что их разделяет?

5.7

Противостояние консерваторов и либералов началось не сегодня, не вчера и даже не сто лет назад. Опуская политические вопросы, попытаемся понять исключительно психологические причины этого явления, а еще узнаем, чем (возможно, но это не точно) различается мозг консерваторов и либералов.

Conservo vs liberalis: почему в России не любят либералов? / ©Getty images

Сразу оговоримся, Naked Science этой статьей не ставит целью задеть или оскорбить кого бы то ни было. Политической подоплеки мы коснемся в ней лишь настолько, насколько это требует понимание ситуации в целом. Этот текст также не несет задачу побудить кого-то занять чью-либо сторону в политической ориентации. Мы старались сделать его максимально нейтральным, наша цель — разобраться не в политике, а в психологии консервативно и либерально настроенных людей, благо этому посвящено множество научных работ. А вообще такими вещами занимается целая отрасль науки — политическая нейробиология или нейрополитика, куда входит не только биология, но и психология, и социология.

Кто они такие?

Для начала стоит хотя бы кратко определить, кто же такие консерваторы и либералы и чем они отличаются друг от друга. Консерваторы выступают за сохранение нынешнего положения вещей, каким бы оно ни было, поддерживают «традиционные ценности», уверены в том, что резкие перемены вредны для общества. Ценности, подлежащие «консервированию», могут быть разные, в зависимости от времени и типа общественного устройства. В конце эпохи СССР, например, это были коммунистические идеалы, нынешний консерватор скорее будет защищать «стабильность и православие», в США ультраконсерваторы нацелены на лозунг «Снова сделать Америку великой», то есть на сохранение пресловутой «американской мечты».

Либералы же определяют себя через приверженность высшей ценности — человеческой свободе и вообще правам человека. Поэтому обычно либералы выступают сторонниками прогрессивных изменений, а содержание их либерализма зависит от того, что именно собираются «консервировать» их оппоненты, и наоборот. Скажем, в США либералы — это сторонники социальных гарантий, а в России они скорее сторонники рыночных ценностей, но и личных свобод при этом, а их оппоненты выступали бы как раз за социальные гарантии и за сильное государство.

Свой-чужой

Если не брать во внимание политическое противостояние, а взглянуть на проблему глубже (вот прямо совсем глубоко — в наше бессознательное), то есть смысл вспомнить, что зачастую серьезное противопоставление — будь то политика, экономика и социум в целом — строится на концепции «свой-чужой» или «мы и они».

Это понятие из социологии и социальной философии. Мы, свои — означают сообщество, с членством в котором отождествляет себя человеческая личность. А они, чужие — общество и его члены, с которым индивид себя не идентифицирует. Вероятно, это понятие берет начало еще со времен первобытно-общинного строя (а на самом деле — из биологического прошлого, когда наши обезьяноподобные предки жили в группах, охраняя своих самок и территорию). Свои — это «родня», мое племя, а они — чужаки, то есть потенциальные (или реальные) враги, которые могут и убить, забрав все, что нажито непосильным трудом.

Польско-британский психолог социальной направленности Анри Тэшфел в 1970-х годах даже разработал по этой концепции свою теорию социальной идентичности, введя понятия ингруппа и аутгруппа. И отождествление со «своей» группой, как бы ни хотелось того многим, основано скорее не на интеллектуальном выборе, а на более глубинном и несомненно более сильном — эмоциональном.

Косвенное доказательство тому, что приверженность тем или иным политическим взглядам связана с одним из самых базисных вещей в психике человека — идентификацией — тот факт, что разногласия на этой почве нередко приводят к катастрофическим разрывам даже между самыми близкими людьми: мужем и женой, родителями и детьми. Что уж говорить про посторонних людей — разная политическая идентификация на благодатной ниве (например, в условиях обострения международного противостояния) способна привести, как известно, к конфликтам, в том числе братоубийственным.

Кстати, подобные войны тот же Тэшфел связывал с так называемым коллективным нарциссизмом — психологическим феноменом, при котором люди преувеличивают позитивный образ и важность группы, к которой принадлежат. Те, кто особенно подвержен этому явлению, рассматривают ее как некое нарциссическое продолжение самих себя. Отсюда — довольно активное желание, чтобы окружающие признавали не только их индивидуальное величие, но и выдающее положение своей группы. А еще коллективные нарциссы охотно агитируют за принятие ответных мер в отношении других групп (например, стран или народов), если считают, что их государству или этносу нанесено оскорбление.

Важно помнить при этом, что группа, которую идеализирует индивид, может и в самом деле совершать какие-то хорошие дела, а, может быть, наоборот, чрезвычайно жестока к тем, кто к ней не принадлежит. Вспомните фашистскую Германию 1930-х годов — большинство среднестатистических немцев в те времена считали Гитлера благодетелем, который поднял промышленность, военное дело и сделал их страну великой. Просто они не принимали в расчет то, как их «группа» вела себя по отношению к другим группам.

О жестокости фашистов по отношению к другим нациям и народам написано столько, что не стоит здесь повторяться. Основная ее причина — не столько молчание тех, кто не согласен, сколько активное участие тех, кто согласен. А согласны были многие. О феномене фашизма и связанной с ним так называемой авторитарной личности — или «человека толпы» — много писал знаменитый немецкий социолог Эрих Фромм. В основе этой личности лежит глубинный комплекс неполноценности, который, говоря кратко, она и пытается реализовать за счет других. Последним часто выступает «общий враг», к которому соображения об общечеловеческих ценностях неприменимо. Таких людей очень много и они, разумеется, есть в любых странах.

Поэтому даже такая, казалось бы, рациональная вещь, как политическая ориентация, — следствие в первую очередь не интеллектуального, а эмоционального, глубинного бессознательного выбора. И хотя в течение жизни политические взгляды могут поменяться — меняется ведь и сам человек, и политическая «мода» вокруг, но можно с известной степенью уверенности предположить, что радикально настроенный либерал едва ли когда-нибудь станет консерватором, и наоборот.

Две вселенные

Оказалось, что политическая ориентация зависит не только от эмоционального аспекта, но и от того, что мозги тех, кто уповает на идеологию свободы личности и тех, кто предпочитает традиционные ценности, устроены по-разному. К такому выводу, например, пришли ученые из США. Они провели эксперимент с участием 46 добровольцев (белых американцев), имевших четко выраженные политические взгляды. Их попросили ответить на вопросы о том, поддерживают ли они аборты, войны в Афганистане и Ираке, как относятся к теории Дарвина, росту расходов на вооружение, к иммигрантам, гей-парадам и так далее. В зависимости от ответов их разделили на консерваторов и либералов.

Затем участникам демонстрировали разные картинки на экране, 30 из которых имели нейтральное содержание, а оставшиеся три — могли спровоцировать реакцию страха. Специальные датчики следили за тем, какие физиологические реакции выдавали испытуемые. Затем добровольцев пугали при помощи неожиданного и громкого звука. Ученые пришли к выводу, что реакция на испуг у консерваторов была выражена сильнее, чем у либералов.

Они предположили, что предрасположенность по-разному реагировать на пугающий стимул заложена генетически. Это косвенным образом подтверждают выводы других исследований, которые показали, что у приверженцев консерватизма миндалевидное тело мозга больше, чем у тех, кто проповедует либеральные взгляды. А ведь известно, что амигдала играет ключевую роль в формировании эмоций, в частности страха. У тех людей, у кого это тело разрушено вследствие болезни Урбаха—Вите (очень редкого генетического заболевания), наблюдается отсутствие страха вообще.

Кстати, внешняя реакция на пугающий стимул может быть диаметрально противоположной тому, что «выдает» мозг. Многие люди, к примеру, искренне убеждены, что картинка их не пугает, а вот их мозг в этот момент «чувствует» совсем другое. И наоборот — другие уверены, что пугаются, в то время как их серое вещество не реагирует на стимул. В любом случае, если и в самом деле наши политические взгляды обусловлены физиологией, неудивительно, что люди так крепко держатся за них, предпочитая даже разорвать отношения с близкими людьми, но не отказаться от «природной сущности».

Кадры войны в Ираке / ©Getty images

Впрочем, другое исследование, выводы которого представлены в журнале PNAS от 13 мая 2021 года, показывают, что мозг либералов и консерваторов работает в целом одинаково. Правда, речь в нем шла о радикально настроенных представителей обоих взглядов. Разница в работе мозга у них проявляется только тогда, когда люди сталкиваются с провокационными или поляризованными точками зрения. В эксперименте американских ученых приняли участие 44 добровольца, половина из которых разделяла исключительно идеи свободы, а вторая — традиционные ценности. Им показывали три видеоролика: выпуск новостей, политические дебаты и документальный фильм о природе.

В это время ученые следили за активностью мозга участников при помощи фМРТ. После они прошли опрос о том, как они оценивают видео, и несколько политических и когнитивных тестов. Выяснилось, что во время просмотра политических дебатов мозг людей с одинаковыми взглядами синхронизировался, а именно — активировались одинаковые группы нейронов в разных участках серого вещества. Ничего подобного не наблюдалось при просмотре фильма о природе или выпуска новостей.

Ученые узнали, что на работу мозга во время обработки политической информации и у консерваторов, и у либералов повлиял страх неопределенности. Добровольцы, менее терпимые к ситуации неопределенности, имели более радикально выраженные политические взгляды (неважно, консервативные или либеральные), чем те, кто был менее подвержен страху неопределенности.

Проверьте себя на брезгливость / ©Getty images

А еще многочисленные исследования показывают, что либералы в среднем оценивают отталкивающий стимул с меньшим неприятием, чем консерваторы. Проще говоря, первые испытывают меньше отвращения к чему бы то ни было, чем вторые, у них меньше выражено чувство брезгливости. А ведь отвращение принято считать развившейся в ходе эволюции эмоциональной и физиологической реакций, которая позволяет человеку избегать соприкосновения с токсинами и патогенами. Например, с разлагающимися трупами животных.

Поэтому все, что не вписывается в устоявшиеся, сложившиеся нормы, в то, что складывалось веками, такие люди склонны оценивать как отталкивающее, чужеродное и потенциально опасное. Можно сказать, что эта позиция «отполирована» веками и часто демонстрировала свою эволюционную успешность по сравнению с новаторскими подходами, которые, конечно, могли принести удачу, но несли в себе риск поражения и гибели. Не исключено, что и более сильная реакция на пугающие стимулы имеет те же эволюционные корни.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
26 марта
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Сегодня, 11:52
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Позавчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

26 марта
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Позавчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

24 марта
Михаил Орлов

Астронавты, прибывшие на Луну в рамках программы «Аполлон», установили на ее поверхности первые внеземные сейсмографы и оценили частоту и силу лунотрясений. Теперь, спустя полвека после сбора данных о сейсмической активности Луны, ученые вновь подвергли их анализу, смогли удалить из них помехи и резко изменили оценки сейсмической активности на Луне. Оказалось, что приборы тогда зафиксировали не 13 тысяч лунотрясений, как считали ранее, а почти в три раза больше. Среди них неожиданно много слабых толчков, которые сосредоточены в северном полушарии Луны.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

48 Комментариев

Sergey Romanchenko
07.12.2022
-
0
+
Вот и встретились консерваторы с либералами. Чувствуется мне , что гражданская война не так далеко. Только во время гражданских воин в основном погибают гражданские. Думаю мне надо на всякий случай осваивать военную специальность. )
    Affidavit
    07.12.2022
    -
    0
    +
    Чувствуется мне , что гражданская война не так далеко.
    И тут либералы виноваты?
    Только во время гражданских воин в основном погибают гражданские.
    А вы их не убивайте.
    Думаю мне надо на всякий случай осваивать военную специальность.
    https://digital.gov.ru/ru/events/42055/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f
    +
      ещё комментарии
      Лев
      07.12.2022
      -
      1
      +
      Это было бы смешно, если не было так мерзко, что ворье и бандиты гордо величают себя консерваторами! Даже, блин, не реакционерами!...
        Affidavit
        07.12.2022
        -
        0
        +
        ворье и бандиты гордо величают себя консерваторами
        Не просто величают, но ещё и являются.
        Даже, блин, не реакционерами
        Реакционеры это разновидность консерваторов, у которых особенно сильно пригорело.
-
-1
+
Консерватор считает, что 2+2=4, а либерал помогает, что ответ может быть и 3, и 5, и 4,666.
    Affidavit
    06.06.2022
    -
    0
    +
    На самом деле именно у консерватора ответ может быть каким угодно, главное чтобы он соответствовал повесточке о ПРЕКРАСНОМ ПРОШЛОМ. Либерал же норовит перепроверить даже таблицу Пифагора. А чего это она такая такая неизменная? А может она консервативная? :-))))
Affidavit Donda
03.06.2022
-
0
+
//содержание их либерализма зависит от того, //что именно собираются «консервировать» их оппоненты ----------------------------------------------------------------------------------------- После этого перла беспросветной мудрости можно не читать.
    Толстый
    03.06.2022
    -
    2
    +
    А что вам не нравится? Вполне адекватная мысль. Так, в России многие консерваторы являются приверженцами левых ценностей. А в той же Италии вряд ли вы найдёте среди консерваторов леваков. Наоборот, итальянский прогрессисты это зачастую леваки.
    +
      ещё комментарии
      Affidavit
      03.06.2022
      -
      0
      +
      в России многие консерваторы являются приверженцами левых ценностей
      Когда это этатизм, имперастия и прочая тоталитарастия стали левыми ценностями?
        Толстый
        03.06.2022
        -
        1
        +
        Эм... Давайте почитаем, например, президентскую программу П. Грудинина: https://kprf.ru/activity/elections/171941.html Где вы там видите этатизма больше, чем у европейских леваков? Да и империализм там практически не заметен. Чем же это не левые ценности?
          Игорь
          03.06.2022
          -
          1
          +
          Вы слишком многого хотите от пациента) Поддерживать связный диалог он, увы, не способен...
            Affidavit
            03.06.2022
            -
            0
            +
            Информационный боец привычно метнул дежурную фекашку в сторону врага.
              Игорь
              03.06.2022
              -
              0
              +
              Ну какой ты враг?) Мы с полоумными не враждуем, мы их жалеем... Русский человек вообще добр по своей природе)
                Affidavit
                04.06.2022
                -
                1
                +
                Если не знать русских, то по твоим заявлениям и поведению можно сделать только один вывод о русских. Очень нелицеприятный вывод. Но так как я знаю русских, то мне ясно, как поллитра, что ты просто малолетний интернетовский нацист, неспособный ни к работе, ни к самостоятельному мышлению.
          Affidavit
          04.06.2022
          -
          0
          +
          Когда это у европейских леваков успел завестись этатизм в количествах, достаточных для рассмотрения? Что же до российских эрзатц-коммунистов то из большинства из них левые, как из традиционных духовных "ценностей" пуля. По сию пору левые ратуют за свободу, равенство и социальную справедливость не только на словах, но и на деле. А что же КПРФ-ники? Говорят они за одно, делают другое, а что и чем они себе думают, то тайна, матом покрытая. p.s. И вот таки да, консерваторами бывают и левые, и либералы. Они от консерватизма делаются такими потешными. :-)
            Толстый
            04.06.2022
            -
            0
            +
            Когда это у европейских леваков успел завестись этатизм в количествах, достаточных для рассмотрения?
            Смотря что вы считаете этатизмом. Так, если требовать бОльших налогов на сверхдоходы, чтобы потом перераспределить на социалочку, то чем это не этатизм? Государство сильнее вмешивается в экономику. У этатизма, насколько я понимаю, есть градации.
            Что же до российских эрзатц-коммунистов то из большинства из них левые, как из традиционных духовных "ценностей" пуля. По сию пору левые ратуют за свободу, равенство и социальную справедливость не только на словах, но и на деле. А что же КПРФ-ники? Говорят они за одно, делают другое, а что и чем они себе думают, то тайна, матом покрытая.
            Да, тут с вами сложно не согласиться. Но они и не могут ничего особо сделать. Есть вроде бы нормальные КПРФники, типа того же Грудинина, Бондаренко, Лобанова, Ступина, не упыри как Зюганов или Сурайкин. Но что они будут делать, если получат возможность как-то на что-то влиять -- большой вопрос...
              Affidavit
              05.06.2022
              -
              0
              +
              Смотря что вы считаете этатизмом.
              Собственно этатизм, то бишь великодержавненькое государственничание.
              если требовать бОльших налогов на сверхдоходы, чтобы потом перераспределить на социалочку, то чем это не этатизм?
              Совершенно ничем. Прогрессивную шкалу налогов изобрели совсем вовсе не либералы и даже не леваки. Это отрыжка перепуганных консерваторов. Но так-то идея местами неплохая. ---------------------------------------------------------------------------------------------- За всем этим я предлагаю запредохранить нашу дискуссию, а то таки лето. Меня вот таки вообще моя нынешняя Мыша пренастырнейше требует прогуляться по-летнему.
-
0
+
Интересно, если разрушить миндалевидное тело, станет ли консерватор либералом?)
-
3
+
Интересная и познавательная статья! Только вот термин "либерал" кажется не очень удачным здесь. По смыслу это же прогрессисты подразумеваются. Так, народовольцы или большевики такие себе либералы, мягко говоря, но при этом они совершенно явно антиподы консерваторов.
    Affidavit
    01.06.2022
    -
    0
    +
    Что особенно забавно, советское руководство к годам пятидесятым-шестидесятым таки впало в махровый консерватизм.
    +
      ещё комментарии
      Толстый
      02.06.2022
      -
      2
      +
      В этом и прикол, что консерватизм не связан с приверженностью к какой-то конкретной политической ориентации. Консерваторы топят за ту политическую систему, при которой они родились и выросли. Собственно, и в обсуждаемой статье про это упоминается.
        Affidavit
        03.06.2022
        -
        0
        +
        Консерваторы топят за ту политическую систему, при которой они родились и выросли
        Или за ту, которую они считают светлым прекрасным прошлым, которое у них отняли лебирязи(ц), дирьмакраты(ц) и прочие "недолюдки-общечеловеки"(ц).
          Толстый
          03.06.2022
          -
          0
          +
          Да, верно. Ведь при той системе политической они были молоды, здоровы и полны сил. А теперь уже не так молоды, не так здоровы и сильны. Неосознанно эти субъективные ощущения собственного тела переносятся и на оценку объективной действительности. Вот и получается, что при советах и пломбир был вкуснее, и колбаса настоящая, не то что сейчас при клятых капиталистах. https://youtu.be/96VpplqGe6M
            Affidavit
            03.06.2022
            -
            0
            +
            при той системе политической они были молоды, здоровы и полны сил
            Большинства из них при той системе даже проекте не было. Громче и жалобнее всех по тем временам плачут деточки, которые тех времён в глаза не видели.
              Толстый
              03.06.2022
              -
              0
              +
              Это верно вы подметили! Действительно, вот этот феномен ностальгии по СССР среди тех, кто его вообще не видел, имеет место быть. (хотя я сильно сомневаюсь, что из ностальгирующих по СССР большинство именно молодёжь) Могу предположить, что он связан с рассказами родителей про советское время. Во всяком случае, лично я не так давно ещё относился к СССР (позднему, ни в коем случае не ко временам сталинской диктатуры) умеренно-положительно именно по этой причине.
                Иван
                03.06.2022
                -
                0
                +
                Не ведитесь. Были и хорошие и плохие стороны. Просто персонаж не различает оттенков, а СССР если и застал то самым краешком. На 90-е же пришлась молодость, да еще небось карта поперла. Вот и нахваливает их неустанно, все как вы и сказали.
                Affidavit
                03.06.2022
                -
                0
                +
                Ванюша, ты опять проецируешь на людей свои особенности. Я родился и вырос в СССР, поэтому хорошо помню его хорошие и плохие стороны, в отличие от тебе подобных.
                Иван
                03.06.2022
                -
                0
                +
                Я родился
                Ну и в каком же году это было, "дедуля"? 😄 Если году так в 1975, то Брежнев умер когда ты только в первый класс пошел. И много СССР ты успел узнать?
                Affidavit
                04.06.2022
                -
                0
                +
                Я родился в 1972-м, деточка, так что про СССР я знаю лучше, чем вся малолетняя нацистская шобла вместе взятая.
                Иван
                04.06.2022
                -
                0
                +
                А ну не в первый класс пошел а в третий это конечно все меняет ))
                Affidavit
                06.06.2022
                -
                0
                +
                Деточка, в 1991-м, когда закончился СССР, я отбывал срочную службу. И вот таки совсем уже да, на Референдуме я голосовал за сохранение обновлённого СССР.
                Иван
                06.06.2022
                -
                0
                +
                Представь, бывают люди и постарше 1972 г.р. 😄 Впрочем возраст не показатель мудрости. Чему твои эскапады лишь подтверждение.
                Affidavit
                06.06.2022
                -
                0
                +
                Представь себе, я в курсе. Вот только только один человек постарше 1972 г.р. сожалел о именно о совке. Просто он тогда занимался фарцовкой и с окончанием дефицитов лишился источника доходов. Остальные же с теплотой вспоминают то хорошее, что в СССР таки тоже было. Я в том числе, но ни один вменяемый человек моего возраста или старше не станет жалобно плакать по совку, сгубившему СССР. На это способны только малолетние нацики.
                Впрочем возраст не показатель мудрости
                До беспросветности твоей мудрости мне не донырнуть.
                Affidavit
                03.06.2022
                -
                0
                +
                Могу предположить, что он связан с рассказами родителей про советское время
                У многих и родители слабо помнят это время, но деточки всё равно жалобно плачут по советским временам. Хотя в те самые времена за тот вздор, который они несут обсмотревшись телевизора и прочих Средств Массового Расчеловечивания, Агитации и Дезинформации, они в лучшем случае оказались бы в психиатрической клинике, а то в местах не столь отдалённых.
            Иван
            04.06.2022
            -
            0
            +
            С поправкой на донду "я-то в ссср фу-у-у-у" а "вот в 90-е у-у-у-у!" не то что сейчас "при пароклятых путинистах" 😄
              Affidavit
              04.06.2022
              -
              1
              +
              И снова на арене артист политического жанра со своим коронным номером — проецированием на людей собственных фантазий. Юноша, это когда же я заявлял, что 90-е это рулезз? На фоне 80-х, кои вам приказано воспевать, так они вполне себе получше, бо как, во-первых, закончился этот гнусный дефицит всего и вся, во-вторых, появилась возможность невозбранно честно зарабатывать и инструменты для этого, в-третьих, с развлечениями тоже стало очень получше. А так-то, вообще, вполне приличная жизнь началась после Дефолта, когда таки справились с последствиями 80-х, и закончилась с аншлюссом Крыма.
                Игорь
                07.06.2022
                -
                0
                +
                Бедолажка, для тебя жизнь закончилась в 2014...))) А остальные нормальные люди вполне себе продолжают жить. А работать ты не пробовал?)
                Affidavit
                08.06.2022
                -
                0
                +
                Деточка, в отличие от тебя я работаю. От меня останутся сколько-то там домов, ещё больше кровель и всяких веранд, километры водопроводных и канализационных труб, а так же электропроводки. А что останется от тебя, кроме погадок в Интернете?
-
0
+
Да-да)) Особенно было бы смешно посмотреть, как русские т.н. "либералы" перепроверяют чушь от укрогеббельсов про 30.000 убитых российских военнослужащих... Но нет, "либералы" как в том анекдоте, верят на слово...))
Affidavit Donda
06.06.2022
-
2
+
А с какого перепою люди должны перепроверять чушь от твоих воображаемых друзей?
-
-2
+
Для особо одаренных я повторю: хоть один российский либераст хоть раз "перепроверил" информацию от укрогеббельсов? Жду ссылку на перепроверку. На твой дежурный бред тратить время не собираюсь
Affidavit Donda
06.06.2022
-
1
+
Для особо альтернативно одарённых повторяю — люди не обязаны перепроверять чушь от твоих воображаемых друзей.

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: