Какие профессии востребованы сегодня?
06.05.2020
София Жаботинская
52 290

Ученые обнаружили, что коронавирус мутировал и стал более заразным

5.5

Штамм, доминирующий в Европе и США, может мутировать дальше и потенциально ограничивать эффективность разрабатываемых против SARS-CoV-2 вакцин.

Микрофотография коронавирусных частиц
Микрофотография коронавирусных частиц / © John Hopkins University

Ученые из Лос-Аламосской национальной лаборатории США (LANL) опубликовали доклад об этом на портале препринтов BioRxiv. Исследователи предупреждают: если коронавирус не ослабнет за лето, подобно сезонному гриппу, это может иметь неприятные последствия.

Новый штамм начал распространяться по Европе в начале февраля, а затем мигрировал в другие части мира, включая США, и к концу марта стал глобальной доминирующей формой вируса. Если мутации продолжатся с прежней скоростью, а заражаться будет все легче, это может угрожать разрабатываемым сейчас вакцинам.

Стоит подчеркнуть, что работа еще не проходила рецензирование, но исследователи отметили, что новости о мутации были «неотложными». На сегодня в процессе разработки находятся более 100 вакцин для предотвращения Covid-19.

«Это тяжелая новость. Но, пожалуйста, не расстраивайтесь, — комментирует ведущий автор работы, биоинформатик Бетт Корбер. — Наша команда в LANL смогла задокументировать эту мутацию и ее влияние на передачу [вируса] только благодаря огромным глобальным усилиям клиницистов и экспериментальных групп, которые секвенируют новые мутации вируса (SARS-CoV-2) в своих местных сообществах и делают [эти данные] доступными так быстро, как только возможно».

Сайты мутации S-протеина вируса SARS-CoV-2 / © Montefiori, Kerber et al., Sheffield COVID-19 Genomics Group, 2020

В начале марта китайские исследователи заявили об обнаружении двух разных типов нового коронавируса. К более агрессивному, по данным работы, относились примерно 70% проанализированных образцов, тогда как 30% оказались связаны с менее агрессивным типом. Было обнаружено, что наиболее агрессивный и смертельный штамм распространялся на ранних стадиях вспышки в Ухане — китайском городе, где впервые появился вирус.

Исследователи из Лос-Аламоса при поддержке ученых из университетов Дьюка и Шеффилда в Англии смогли проанализировать тысячи последовательностей коронавируса, собранных в рамках GISAID — Глобальной инициативы по обмену данными обо всех видах гриппа. Благодаря этой организации ученые имеют возможность быстрого обмена информацией касательно всех изменений вирусов гриппа и коронавируса.

Исследователи уже выявили 14 мутаций. Они касаются изменений в S-протеине — сложной многокомпонентной молекуле, которая позволяет SARS-CoV-2 проникать в клетки хозяина.

Чем более открытой и слаженной будет работа ученых по всему миру, тем раньше и эффективнее удастся принять меры, которые позволят вернуться к «мирному» режиму жизни.

Ранее биологи из Китая заявили, что им удалось вывести новый тип SARS-CoV-2, который вызывает у мышей человеческие симптомы Covid-19, а ученые из Неймегенского университета в Нидерландах объяснили, какую роль в развитии коронавирусной инфекции играет брадикинин.

На сегодня в мире диагностировано более 3,74 миллиона случаев заражения коронавирусом, умерли свыше 249 тысяч человек. Для России, по официальным данным, это соответственно 165 929 и 1537 человек.