Китайские ученые утверждают, что многие люди не вырабатывают антитела к SARS-CoV-2 — Naked Science
Денис Гордеев

5.8

Статья исследователей из Фуданьского университета, выложенная в архиве препринтов, показывает, что некоторые пациенты, выздоровевшие от коронавирусной инфекции, не имеют в крови антител к вирусу SARS-CoV-2. Это ставит под вопрос эффективность пассивной терапии антителами и вакцинации.

антитела к коронавирусу
Некоторые люди справляются с коронавирусом без антител / DPA

Недавно ученые из Университета Джонса Хопкинса предложили применять для лечения коронавируса пассивную терапию антителами. Проще говоря, сыворотку крови переболевших людей будут переливать тем, кто находится в группе риска. Однако исследование китайских ученых вызывает серьезные сомнения в том, что подобный метод будет действенным.

Исследователи из Фуданьского университета проанализировали образцы крови 175 пациентов, выписанных из Шанхайского общественного медицинского центра после лечения от Covid-19. Оказалось, почти у трети испытуемых в крови были неожиданно низкие уровни антител к коронавирусу. У десяти пациентов антител не удалось обнаружить вовсе, при этом сверхвысокий титр иммуноглобулинов наблюдался лишь у двоих из них.

Также ученые выявили интересную закономерность: уровни антител к вирусу SARS-CoV-2 увеличивались с возрастом. Так, выздоровевшие в возрастной группе от 60 до 85 лет имели титр антител в три раза выше, чем пациенты 15-39 лет.

«Около 30 процентов пациентов не смогли развить высокие титры нейтрализующих антител после инфекции Covid-19. Однако продолжительность заболевания у этих пациентов по сравнению с другими была схожей», — пишут исследователи в своей статье, выложенной в виде препринта на портале medRxiv. Материал пока не прошел рецензирование, но его авторы утверждают, что это первое в мире систематическое исследование уровней антител у людей, излечившихся от коронавируса.

Работа ученых из Фуданьского университета ставит под вопрос действенность пассивной терапии антителами и возможность создания вакцины против SARS-CoV-2 / Sky News

Открытие китайских ученых может заметно повлиять на представление о коллективном противовирусном иммунитете, который защищает уязвимых представителей популяции благодаря ослаблению каналов прямой передачи патогена. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на прогнозах пандемии Covid-19. Впрочем, для более весомых выводов касательно иммунитета ученым необходимо проанализировать образцы биоматериала от пациентов не только из Китая, но и из нескольких стран (желательно в разных частях света).

Кроме того, возникают серьезные вопросы к эффективности разрабатываемых вакцин против коронавируса. Те пациенты, в крови которых не было обнаружено антител к SARS-CoV-2, каким-то образом смогли справиться с вирусом — возможно, за счет Т-клеточного и цитокинного иммунитета. При этом вирус не индуцировал синтез антител: это может означать, что у части популяции вакцина также работать не будет.

Вероятность создания вакцины перекрестного действия, которая давала бы иммунитет против нескольких штаммов сразу, тоже очень низкая. Исследователи выяснили, что антитела, выработавшиеся в ответ на SARS-CoV-2, могут связываться с родственным штаммом вируса — MERS-CoV (возбудитель ближневосточного респираторного синдрома). Однако связывание антител с вирусом не подавляло репликацию MERS-CoV в клетках хозяина.

Пока еще рано говорить, что работа китайских ученых полностью меняет представление о том, каковы перспективы вакцины против Сovid-19, насколько действенна пассивная терапия антителами и как скоро человечество справится с пандемией. Однако иммунологам и биотехнологам уже сейчас стоит учесть факторы, на которые указали ученые из Фуданьского университета.