13 сентября

Кишечные бактерии оказались накопителями лекарств

4.6

Европейские биологи обнаружили, что лекарства могут накапливаться в клетках кишечной микрофлоры, меняя количество и сроки попадания препарата в организм человека.

©Darryl Leja, NHGRI

Действие некоторых медицинских препаратов может продолжаться долгое время после прекращения приема. Эти вещества способны накапливаться в клетках кишечной микрофлоры и сохраняться там, постепенно высвобождаясь. К такому выводу пришли Киран Патил (Kiran Patil) и его коллеги из Европейской молекулярно-биологической лаборатории (EMBL), статья которых опубликована в журнале Nature.

Медики понимают, что бактерии кишечной микрофлоры могут влиять на эффективность приема лекарств. Как правило, это связывают с биотрансформацией — химическими модификациями, которые проводят микробы, меняя структуру препарата. Однако новая работа европейских биологов открыла прежде неизвестный механизм взаимодействия лекарств и бактерий — биоаккумуляцию.

Ученые проводили эксперименты с 25 видами типичных представителей кишечной микрофлоры и 15 видами различных лекарственных средств. Оказалось, более чем в половине их взаимодействие не приводило к химическим изменениям препаратов. Вместо этого вещества просто накапливались во внутриклеточных «хранилищах».

Подобное накопление может вести к изменениям состояния и метаболизма кишечных микробов, менять баланс между различными видами и штаммами. Кроме того, при гибели таких клеток часть накопленных лекарств способна всасываться кишечником и поступать в организм, вызывая терапевтические (и побочные) эффекты уже после того, как прием препарата прекратится. Ученые продемонстрировали это в экспериментах с микрофлорой червей Caenorhabditis elegans, которым скармливали антидепрессант дулоксетин.

27 сентября