Какие профессии востребованы сегодня?
23.08.2021
119 208

Выявлено антитело, способное нейтрализовать все известные варианты коронавируса SARS-CoV-2

6.7

Моноклональное антитело SARS2-38 нацелено на ту часть S-белка вируса, которая мало изменяется вследствие мутаций. Поэтому оно может работать против самых распространенных сегодня вариантов возбудителя Covid-19.

Антитела к коронавирусу
Антитела, или иммуноглобулины – специальные белки, которые вырабатывает иммунная система в ответ на попадание любого инфекционного агента в организм / © Getty Images

Помимо вакцин против Covid-19, специалисты изучают моноклональные антитела — белки, полученные в лабораториях и имитирующие способность иммунной системы бороться с антигеном. Множество подобных препаратов ранее показали эффективность на животных, а некоторые одобрили для лечения пациентов в отделениях неотложной помощи. По мнению ученых, терапия моноклональными антителами полезна для больных из групп риска и поможет вакцинам противостоять пандемии.

Большинство антител к SARS-CoV-2 обладают нейтрализующими свойствами и препятствуют связыванию вируса с клетками человека, то есть действуют против рецептор-связывающего домена (RBD) S-белка возбудителя Covid-19. В то же время исследователи обнаружили ингибирующие антитела: они нацелены на N-концевой домен (NTD) спайка и домен S2 (он отвечает уже за слияние с клеточной мембраной и проникновение в клетку). Но, как мы знаем, проблема в том, что вирус меняется. И новые его варианты приобретают мутации в S-белке, тем самым получая резистентность к моноклональным или поликлональным антителам. Поэтому для лечения пациентов требуются дополнительные препараты, которые будут эффективны против штаммов SARS-CoV-2.

Сотрудники Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе выявили антитело к рецептор-связывающему домену SARS-CoV-2, способное побороть все известные на сегодня варианты вируса. Препринт работы опубликован в журнале Immunity. Исследователи начали с опытов на мышах, вводя им ключевую часть шиповидного белка — рецептор-связывающий домен. Потом клетки, продуцирующие антитела, извлекли и получили 43 антитела, девять из которых проверили на грызунах.

В то время как некоторые белки продемонстрировали ограниченную способность защищать от заражения «классическим», уханьским штаммом, другие были эффективны во время профилактического или терапевтического введения. А два антитела — SARS2-02 и SARS2-38 — смогли нейтрализовать вызывающие озабоченность штаммы вируса. Первый связывает эпитоп, который включает остатки E484 и L452, но демонстрирует пониженную эффективность против вариантов B.1.351 («бета»), B.1.617.2 («дельта»), B.1.429 («эпсилон»), B.1.1.28 / P.1 («гамма»), B.1.526 80 («йота») и B. 1.617.1 («каппа»), кодирующие эти мутации. Второе антитело, напротив, связывало эпитоп с центром на остатках K444 и G446 — и нейтрализовало все упомянутые выше штаммы.

«Анализ структуры SARS2-38 показал, что это антитело связывается с консервативным эпитопом на RBD (то есть общим для различных штаммов. — Прим. ред.). Таким образом, нацеливание на эту консервативную область домена может обеспечить защиту от все появляющихся вариантов вируса», — пишут биологи. Одновременно с этим SARS2-38 обладает высокой нейтрализующей способностью, а значит, хорошо действует даже при низких концентрациях. «Это необычная комбинация для антитела. Плюс оно связывается с уникальным участком S-белка-шипа, на который не нацелены другие антитела. Можно было бы рассмотреть вариант совмещения SARS2-38 с другими подобными белками, чтобы создать комбинированную терапию», — подытожили авторы работы.