16.09.2020
8 999

В России анонсировали соглашение на создание атомного космического буксира

4.1

До конца года «Роскосмос» намерен подписать соглашение, предполагающее разработку атомного буксира «Нуклон». В будущем аппарат хотят отправить к одному из спутников Юпитера.

©Роскосмос / Автор: Visellia Orfius

О планируемом подписании соглашения на создание атомного буксира со ссылкой на исполнительного директора «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александра Блошенко сообщил ТАСС. Контракт, по его словам, могут заключить уже в 2020-м. Цель — создание аппарата, который можно было бы применять для полетов к дальним планетам нашей системы. В качестве даты первой миссии называют 2030 год.

Итоговой целью для предстоящей миссии выбрали один из спутников Юпитера. Речь идет о полноценной научной программе, а не об эксперименте с макетами полезной нагрузки на борту.

Предполагается, что после запуска буксир произведет стыковку с модулем полезной нагрузки и отправится к Луне. Аппарат проведет зондирование спутника, оставив на его орбите научно-исследовательский аппарат. В рамках второго этапа буксир вместе с модулем полезной нагрузки отправится к Венере: во время маршрута возможно проведение эксперимента по дозаправке аппарата ксеноном.

Возле Венеры от комплекса отделится научно-исследовательский аппарат. После совершения гравитационного маневра буксир начнет третий этап — озвученное выше путешествие к Юпитеру.

Конструктивно атомный буксир должен быть транспортно-энергетическим модулем, имеющим открытую архитектуру. Главной его особенностью хотят сделать возможность автономной выработки энергии за счет ядерного реактора мегаваттного класса в течение длительного времени. В сумме с возможностью транспортировки различной полезной нагрузки это позволит получить уникальный по своим возможностям космический комплекс.

Напомним, в 2017 году стало известно об идее сотрудника Центра имени Хруничева Владимира Денисова создать уникальный космический корабль, для запуска которого не нужно было бы применять ракету-носитель. Базой для проекта может послужить нереализованный на практике советский суборбитальный самолет МГ-19. Перспективный многоразовый корабль должен получить моноблочную конструкцию и будет отдаленно напоминать советский челнок «Буран». Стартовая масса аппарата может достигать 500 тонн.

Часть схемы, изображающей устройство суборбитального самолета МГ-19 / ©Testpilots

Примечательно, что недавно в космическом ведомстве объявили о возможности использования концепции «Бурана» для перспективного космического корабля. Его могут задействовать в полетах к орбитальной станции: применение для этих целей разрабатываемого сейчас «Орла» якобы чрезмерно затратно.