Starship, наконец, научился садиться без взрыва: что это значит и что будет дальше? — Naked Science
17 минут
Александр Березин
70

Starship, наконец, научился садиться без взрыва: что это значит и что будет дальше?

6.1

SpaceX после затяжной серии аварий нормально посадила прототип Starship SN15. Огромная стальная ракета поднялась в воздух на десять километров, выполнила там сложные кульбиты, которые не могла сделать ни одна ракета ранее, а затем плавно опустилась вниз. Одни говорят, что это революция, другие — что «СССР так умел полвека назад». Кто прав и что будет дальше? Попробуем разобраться.

Strahip SN15 на взлете / ©SpaceX

Что такого нового в Starship? Или правы те, кто считают, что ничего?

Все ракеты, доставляющие землян в космос, до некоторых пор летали одинаково. Они стартовали на двигателях (в основном жидкостных ракетных), затем отсоединяли одну ступень, затем вторую. Ступени падали вниз, после чего их списывали. Исключением вот уже несколько лет были только первые ступени Falcon 9: они десятки раз садились на хвост и использовались потом снова — каждая до пяти раз (в перспективе — до десяти). Это позволило снизить цену коммерческих миссий Falcon 9 до 50 с небольшим миллионов долларов — заметно меньше российских «Протонов».

Однако с точки зрения коммерческой многоразовости спасение одной ступени из двух — полумера. Огромная часть стоимости ракеты приходится на вторую ступень. Что еще важнее: кислород-керосиновые двигатели Falcon 9 не годятся для создания ступеней, летающих заметно больше десятка раз. Между тем, если одну ступень использовать по сто раз, вывод ею в космос обойдется в разы дешевле, чем если она отработает всего десять полетов.

Starship Илона Маска должен был решить именно эту проблему — полной многоразовости. Маск считает, что с новым носителем минимальная цена запуска упадет с полусотни миллионов долларов до пяти, а затем еще ниже. Поскольку полезная нагрузка Starship составит от 100 тонн, вывод килограмма груза при этом должен подешеветь до 50 долларов за килограмм. Сегодня, напомним, эта цифра равняется тысяче долларов за килограмм даже у SpaceX.

Итак, цель «Звездолета» ясна: снизить цену полетов в космос хотя бы в 100 раз. Если получится, мир вокруг резко изменится. Человек, безусловно, высадится на Марсе в перспективе ближайших 20 лет и с большой вероятностью начнет систематическое освоение этой планеты. Будут и другие изменения, менее приятные, о чем мы уже писали. В частности, выводить оружие в космос станет настолько дешево, что без появления там боевых платформ (замаскированных под гуманитарные цели) обойтись вряд ли выйдет.

Но реальны ли крайне амбициозные цели Маска?

Революция в космических полетах?

Чтобы понять это, взглянем на удавшиеся испытания Starship SN15 еще раз, более внимательно. Крупный цилиндр из листов нержавеющей стали взмыл на трех метано-кислородных двигателях Raptor на высоту десять километров, а затем отключил двигатели и начал падать вниз. Сделал он это сразу со множеством целей.

Starship SN15 на космодроме Бока-Чика, 5 мая 2021 года / ©SpaceX

Во-первых, нужно было убедиться, что принципиально новые ракетные двигатели могут без проблем включаться и отключаться в полете. Во-вторых, на высоте Starship должен уметь разворачиваться одними аэродинамическими рулями, чтобы не тратить лишний раз топливо на маневры.

Близ земли пара двигателей снова включилась и начала «выправлять» траекторию огромной стальной махины, чтобы она ровно и точно села на хвост. Эта часть программы имела огромное значение. Дело в том, что «посадочные ноги» Falcon 9 по отношению к корпусу ракеты намного больше и массивнее, чем у Starship. Чтобы сэкономить топливо, для нового корабля посадочные опоры выбрали менее массивными. Важно было понять, могут ли они обеспечить посадку на бетон с такой амортизацией, чтобы не повредить ракетные двигатели и остальную начинку Starship.

На вид все удалось. С одной из сторон корабля/носителя после посадки было видно пламя: видимо, догорал метан, выпущенный Raptor, но не успевший сгореть. Менее вероятно, что это была утечка, поскольку тогда горение вряд ли прекратилось бы само. Выходит, «посадочные ноги» оказались достаточно крепкими, при всем их невпечатляющем внешнем виде.

В таком виде испытания полностью успешны, но слишком мало говорят взгляду постороннего наблюдателя. Что в них такого, что все профильные СМИ освещают их с небывалой детальностью?

Ключевых слова здесь два: Raptor и аэродинамическое торможение. Жидкостный ракетный двигатель Raptor отличается от всех ракетных двигателей, когда-либо отрывавшихся от поверхности Земли. Большинство концентрируется на том, что они метановые. Это, конечно, важно: метан, в отличие от керосина, не оставляет копоти. С ним Raptor может сажать свою ракету на хвост 100 раз и более, выдержала бы обшивка.

Но сажи не давали и водород-кислородные двигатели прошлого — типа RS-25 «шаттлов». Тем не менее в сравнении с «Рапторами» любые движки космонавтики прошлого выглядят устаревшими. И вот почему.

Для полетов в космос в основном используют жидкостные ракетные двигатели. Они бывают открытого и закрытого цикла. В первом часть топлива тратится для горения в газогенераторе и поэтому не участвует в создании тяги ракеты. Горит оно там, чтобы создать горячий газ, вращающий турбонасосы, без которых основная часть топлива ракеты не может быть ею использована. То есть все двигатели открытого цикла не используют часть горючего для создания тяги.

Он же на нисходящей части траектории. Видна работа двух двигателей / ©SpaceX

Это исключительно важно: у ракет огромная масса топлива и малая полезная нагрузка. Неэффективное использование даже малой части топлива заметно снижает полезную нагрузку. Примеры таких двигателей — первые советские, американский лунный F-1 и Merlin масковских «Фальконов».

Двигатели закрытого цикла имеют еще камеру предварительного сгорания, где сжигается часть топлива. После того как получившийся в этой камере газ «прокрутился» в турбонасосах, он идет на дожиг в камеру сгорания и таки участвует в создании тяги. Но это важно не только потому, что так мы не выбрасываем часть топлива из создания тяги.

Есть и второй фактор: раз мы не теряем лишний газ, то можем потратить большее его количество на работу турбонасосов. А тогда и давление в камере сгорания двигателя способны поднять куда выше.

Любой автомобилист понимает, что если мы поднимем давление в двигателе, он станет мощнее при тех же объемах и массе. Значит, с полностью закрытым циклом космический носитель будет иметь меньшую массу — то есть еще больше увеличит полезную нагрузку.

В «Рапторах» финальное давление ожидается в районе 300 атмосфер, что рекордно много. Для сравнения, двигатели в ракетах «Союз», выводящих наших космонавтов в космос, довольствуются 70 атмосферами (движок открытого цикла). Лучший российский ракетный двигатель РД-170/180 при работе не превосходит и 270 атмосфер.

Еще один момент: «Раптор» — первый когда-либо летавший ракетный двигатель с полной газификацией компонентов. Следовательно, все его топливо до попадания в основную камеру сгорания из жидкости превращается в газ. Для этого есть две камеры предварительного сгорания. В первой горит метан при избытке кислорода (получается смесь газов с высоким содержанием кислорода). Во второй горит метан при дефиците кислорода — и получается смесь газов с высоким содержанием метана.

Вверху схемы видны две камеры предварительного сгорания / ©Wikimedia Commons

Потом из обеих камер предварительного сгорания газы идут через турбонасосы, затем попадают в камеру сгорания двигателя. В итоге импульс двигателя повышается на несколько процентов в сравнении с двигателями без полной газификации сгорающего топлива.

Следует еще раз подчеркнуть: это первый летающий двигатель такого рода в мире. СССР делал похожий РД-270, но после урезания финансирования космоса, вслед за отказом от полетов на Луну, доводить его не стал. РД-270 никогда не летал: иными словами, Илону Маску принадлежит самый совершенный ракетный двигатель в истории нашего вида.

В силу его принципиальной новизны именно поведение «Рапторов» и их систем питания во время сложных маневров Starship SN15 — главное, что приковывает внимание всех. И пока они справляются.

Что будет дальше?

Нынешние испытания — по сути, лишь первый шаг. Да, новые двигатели мягко посадили огромный корабль на тонюсенькие ножки, но впереди не менее сложные этапы. Starship в ближайший год предстоит поднять уже не на 10 километров, а в космос. Оттуда ему придется спускаться на нескольких километрах в секунду. А это поднимает температуру его обшивки выше тысячи градусов.

Илон Маск, вопреки исходному мнению своих инженеров, выбрал материалом «Звездолета» нержавеющую сталь. Это не самый очевидный ход: в космической индустрии корабли из него не делали. Но логичный: Носов (химик по образованию) в «Незнайке на Луне» выбрал тот же материал для обшивки воображаемого корабля коротышек, поскольку нержавейка не теряет прочность при температурах 800+. Дюраль предшествующих носителей и кораблей теряет прочность при намного меньших температурах, отчего в свое время погиб один из «шаттлов».

Несмотря на это, Starship тоже потребует теплоизоляции на части своей поверхности. Предположительно, из диоксида кремния с малой плотностью (как у очень плотного пенопласта). Теплоизолирующие плитки были ахиллесовой пятой «шаттлов». И хотя у Маска они существенно отличаются, только будущие испытания покажут, помешают ли плитки и ему.

©ArsTechnica

Что можно сказать совершенно точно: каждое успешное испытание Starship существенно меняет ситуацию в космической индустрии. На сегодня она — за пределами SpaceX — разделена на две половины. Первая, как отдельные китайские игроки, нацелена на копирование Starship (просто взгляните на фото выше). Вторая еще надеется, что у Маска с этим проектом ничего не выйдет, поэтому копировать пока не начали.

Как только планы по космическим полетам нового корабля воплотятся в жизнь, на Земле начнется гонка копирования Starship. От того, кто первым преуспеет в ней, зависит, кто займет в космосе вторую позицию, сразу за SpaceX, — мы или Китай. На этой неделе мы стали на шаг ближе к началу этой, без преувеличения, исторической гонки.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 10:26
9 минут
НИУ ВШЭ

Психолингвисты из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Городского университета Нью-Йорка и Университета Штутгарта выяснили, чем отличается чтение на русском языке у разных групп читателей. Для этого они впервые использовали новый для билингвизма метод сравнения движения глаз взрослых носителей русского языка, русскоязычных детей и взрослых билингвов с разным уровнем владения языком.

Вчера, 16:35
9 минут
Мария Азарова

Шотландские исследователи провели когортный анализ: они сравнили риск госпитализации при заражении индийским и британским штаммами коронавируса, а также определили, кого вариант из Индии поражает чаще всего.

10 часов назад
12 минут
Василий Парфенов

Немецко-российская группа ученых проверила при помощи моделирования противоречивую гипотезу о природе циклов солнечной активности. Результатом симуляции стали сразу несколько любопытных ответов. Во-первых, оказалось, что все краткосрочные циклы длительностью до пары сотен лет объясняются внешними причинами, а не внутренней природой звезды. Во-вторых, появился веский повод сомневаться даже в теоретической возможности долгосрочных предсказаний изменений активности магнитного поля Солнца.

12 июня
58 минут
Николай Цыгикало

Грохот уходящих в космос ракет, гигантские столбы огня, колоссальная сила, превосходящая силу тяжести. Форсажный рев боевых самолетов. Самое громкое и мощное силовое устройство человека. Все это — канал особой формы и особых свойств, радикально изменивший человечество. В чем его суть и как происходит трудное рождение сверхзвука — читайте в нашем материале.

15 июня
4 минуты
Сергей Васильев

Галактические нити крупномасштабной структуры Вселенной тянутся на сотни миллионов световых лет — и, как оказалось, вращаются, увлекая в движение все свои галактики.

12 июня
9 минут
Василий Парфенов

Российские эпидемиологи считают, что в столице могла появиться своя разновидность вируса SARS-CoV-2. Кроме того, по мнению специалистов Центра имени Гамалеи, сейчас важным является индийский штамм коронавируса. По отношению к нему активность сывороток у вакцинированных и переболевших Covid-19 снижена в 2-3 раза.

24 мая
23 минуты
Ольга Иванова

«Сексуальную революцию совершили задние сиденья автомобилей», – заявил в свое время американский общественный деятель Джерри Рубин. И ошибся. Раскрепощение нравов происходило задолго до появления машин, причем много раз. Оно напоминает движение маятника. Как и почему вершились «секшал революшнс» и стоим ли мы на пороге нового витка сексуальности или же нас ждет ужесточение морали? Об этом – в нашем материале.

9 июня
4 минуты
Ольга Иванова

Международная команда исследователей изучила геологию и условия существования самого большого моря в истории планеты — Паратетиса.

27 мая
51 минута
Александр Березин

Хотя в прессе много пишут об исключительно редких «побочках» от вакцин, практика показывает, что бояться надо совсем другого. Самым страшным врагом привитого остается... коронавирус. Даже после вакцин Pfizer или Moderna от него иногда умирают — и подобных случаев уже сотни. Разумеется, среди непривитых таких на порядки больше, но погибшим и членам их семей от этого не легче. Еще хуже то, что две из трех российских вакцин, похоже, защищают от ковида намного слабее Pfizer и Moderna. Это довольно странно с учетом того, что третий российский препарат в этом плане не уступает западным аналогам. Почему российские власти финансируют миллионные тиражи слабой вакцины, имея в распоряжении вполне полноценную?

[miniorange_social_login]

Комментарии

70 Комментариев

2 недели назад
-
0
+
Известно, что для каждого полёта, должны быть созданы технические предпосылки - решения конкретных вопросов и проблем, чем и пытается заниматься Маск. Отличие советской науки было в том, что итоги исследования, конструкторские решения и наработки принадлежали государству и были доступны всем организациям работающим в данной тематике .... В США, каждая организация хранит в тайне от конкурентов результаты своих исследований и разработок и потому каждый начинает строить свой "велосипед" на основе тех данных которыми располагает.
2 недели назад
-
1
+
У Роскосмоса есть РД-171мв, и будь я инвестором, поставил бы на эволюцию реальных советских двигателей, а не мультиков из НАСА, после которых "внезапно" забывают как производить двигатели для лунных полётов. Уверен, что РД-171мв существует в реале, а вот где марсоходы НАСА и ракеты Маска бороздят просторы, и в каком павильоне американцы летали на Луну с Кубриком - это ещё вопрос !
2 недели назад
-
1
+
А с чего вы взяли, что повторно летала хоть одна ступень, а не запускалась новая ??? Все запускаемые аппараты блестят как новые. Следов температурного воздействия не видно ... Маск не показывал технологию очистки и подготовки ступеней и двигателей к повторному пуску .... Похоже на сказку про полёт на Луну 50-ти летней давности .....
2 недели назад
-
1
+
Спасибо тинейджеру от Маска за развлекательный рассказ про их успехи в бочкостроении .... Но есть и критические замечания: 1. Для начала предлагаем заменить тонюсенькие ножки этой бочки на нормальные чугунные - которые выдержат предполагаемые нагрузки. Поставки чугуна для опор обеспечит Китай. 2. Двигатели для первой и второй ступени надо поменять на двигатели от Сатурна 5 "Лунной программы" - пусть также "успешно" летают ... 3. Если Маск и далее будет ползти такими темпами, то может быть, лет через 20-ть его нержавеюще-чугунный аппарат и приподнимется чуть выше стратосферы ....
3 недели назад
-
1
+
Большая авантюра. Любой инженер скажет, что форма сигары крайне ненадёжна при посадке. Она же едва не заваливается. Даже на этом видео видно. И то здесь ровная подготовленная площадка для приземления, а на Луне или Марсе куда будет садиться? ))
    3 недели назад
    -
    -1
    +
    "Любому инженеру" можно посоветовать вспомнить, какой формы первая ступень Фалькон-9. А также тот факт, что масса пустой ступени очень невелика. А на Луне и марсе он будет садиться точно так же, как и все предшествующие посадочные аппараты землян на этих небесных телах, использовавшие для мягкой посадки ракетные двигатели. Что не слишком сложно, если вспомнить гравитацию на этих небесных телах (куда меньшую, чем на Земле).
    +
      ещё комментарии
      3 недели назад
      -
      0
      +
      Пусть масса и невелика и гравитация в разы меньше, вопрос - где в сигаре расположен центр масс? Если он внизу, зачем тогда вообще нужна сигара, "отстегните" её после взлёта. Но это уже другой проект - лунный из 1960-х. )) Надеюсь, на авантюру маска Китай и Россия не поведутся....)) Но если центр масс в середине сигары или даже выше, есть огромный риск заваливания.
        3 недели назад
        -
        -1
        +
        "вопрос - где в сигаре расположен центр масс?" Там, где и остатки топлива -- то есть внизу. Ровно там, где надо. "Если он внизу, зачем тогда вообще нужна сигара, "отстегните" её после взлёта" Для многоразовости. Если "сигару" "отстегивать" -- полной многоразовости не будет. "Надеюсь, на авантюру маска Китай и Россия не поведутся....)) Не только "поведутся" -- но и "побегутся". Копирования Старшипа не избежит ни КНР, ни Россия. Благо это не авантюра.
      2 недели назад
      -
      1
      +
      На Луне ещё никто не садился на сигарообразной хрени, это ж обратный маятник с довольно неустойчивыми состояниями, для современного ТАУ и техники - это конечно несложная задача. Но я бы расчитывал на возможность полностью ручной посадки. В таком разе форма пирамидки или тарелки была бы куда более адекватна и устойчива для управления, чем качающаяся сигара.
        2 недели назад
        -
        0
        +
        Полностью с вами согласен. Я не понимаю, почему нужно сажать сигару. В крайнем случае при посадке из сигары должны выдвигаться три длинных посадочных лапы (как шасси у самолёта), под углом друг от друга 120 градусов, образуя точками приземления (прилунения и т.д.) равносторонний треугольник, причём диаметр окружности этих точек должен быть сопоставим с длиной сигары. Может быть, мы чего-то не понимаем?)) Но простейший инженерный расклад показывает, что сигара маска - это авантюра.
    2 недели назад
    -
    0
    +
    У Маска цель создать искусственную атмосферу На Марсе. Это не предусматривает мягкую посадку .... наоборот .... чем больше скорость падающей бочки с горючим , тем лучше будет распыление горючего после удара и сильнее и быстрее испарение этого горючего .... Именно поэтому в качестве горючего выбран метан - не замёрзнет на затенённой стороне Марса и будет создавать газовую оболочку вокруг планеты .
3 недели назад
-
1
+
Скажем так, они заявляют о превосходстве "в районе 300 атмосфер", а так ли это - большой вопрос ! В СССР всё не просто так делали, 300 атмосфер как повлияют на надёжность и безопасность ?
14.05.2021
-
1
+
Теплозащита увеличит вес аппарата почти в 2 раза, а зачем таскать каждый раз по 100 тонн на орбиту не ясно.
    2 недели назад
    -
    0
    +
    Это чтобы увеличить стоимость вывода 1 кг на орбиту за счёт неимоверного увеличения сжигаемого топлива .... маленькая бочка дёгтя в огромную ложку мёда ...
-
0
+
На месте Маска при запуске ракеты BN 2 или 3 (первой ступени ) и SN 20 или 21 попытался бы запустить на орбиту а потом " пошалить" сразу направить Starhip к Марсу и попытаться его посадить хотя бы пустым , в конце 2021 или начале 2022. Конкуренты Безос, Локхид и Боинг стали бы очень бледненько смотреться а к ,NASA было бы куча вопросов по поводу контракта.
    После такой шуточки у SpaceX будет столько проблем, что их не перевесит даже феерический хайп вокруг подобного троллинга всех вокруг. Но идея вполне в духе Маска десятилетней давности (щас он стал осторожнее)
    2 недели назад
    -
    1
    +
    Ну ... пока Маск смотрится бледно .... А собственно . чем вам не нравятся конкуренты: Безос, Локхид и Боинг ??? Работают конкуренты тише и плодотворнее ...
    +
      ещё комментарии
      2 недели назад
      -
      0
      +
      чем вам не нравятся конкуренты
      Лучший способ спора: выдумай мысли других и покритикуй их...
        2 недели назад
        -
        0
        +
        Для каждого полёта, должны быть созданы технические предпосылки - решения конкретных вопросов и проблем, чем и пытается заниматься Маск. Отличие советской науки было в том, что итоги исследования, конструкторские решения и наработки принадлежали государству и были доступны всем организациям работающим в данной тематике .... В США, каждая организация хранит в тайне от конкурентов результаты своих исследований и разработок и потому каждый начинает строить свой "велосипед" на основе тех данных которыми располагает ....
          2 недели назад
          -
          0
          +
          В советской космической промышленности не сохранялись практически никакие наработки с момента прекращения финансирования программы. Нет чертежей с технологической документацией ни на Н-1, ни по программам "Спираль", "Буря", "Энергия-Буран"... Любая преемственность существовала только в головах конструкторов и инженеров и в учебниках для специализированных вузов (да и там -- в секретных фондах)... Распалась связь времен, потому и не способны рогозинцы ни новое придумать, ни дела дедов повторить...
          2 недели назад
          -
          0
          +
          Отличие советской науки было в том, что итоги исследования, конструкторские решения и наработки принадлежали государству и были доступны всем организациям работающим в данной тематике
          все достижения NASA -- общественное достояние все проекты с его участием тоже каждая космическая компания США использует это достояние и если они не делятся своими наработками друг с другом, то в итоге все равно делают это через агентство предлагаю хоть немного изучить вопрос, про который пытаетесь рассуждать
11.05.2021
-
0
+
То, что это убожество один раз из десяти не взорвалось, не говорит о том, что оно надежно и его можно использовать. Пусть пиндосы на нем своих катают, посмотрим, насколько они храбрые. А то устроили рекламу недоделанного ведра с гайками.
    11.05.2021
    -
    0
    +
    Это у вас в голове ведро с гайками, а Фальконы летают уже много лет. И если повторные пуски разрешили даже в правительственных и военных программах это говорит о том что пиндосы уверены в их надежности. А вы можете дальше фапать на Рогозина и компанию.
    +
      ещё комментарии
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Советские и Российские ракеты делает не Рогозин, а народ: учёные, инженеры, техники, рабочие. То, что сделано в СССР и в России летает в космосе с 1957 года, а что там летает от США ... непонятно ... Лунная программа - детище Голливуда как и полёты многих спутников США ....Только сейчас американцы пытаются создать нечто подобное технике СССР 70-х годов прошлого века .... и Флакон в том числе ...
        2 недели назад
        -
        1
        +
        Вся советская космонавтика -- детище отдела пропаганды ЦК КПСС и произведена на Одесской киностудии (там же, где и "Человек-амфибия")...
    2 недели назад
    -
    1
    +
    Советские и Российские ракеты делает не Рогозин, а народ: учёные, инженеры, техники, рабочие. То, что сделано в СССР и в России летает в космосе с 1957 года, а что там летает от США ... непонятно ... Лунная программа - детище Голливуда как и полёты многих спутников США ....Только сейчас американцы пытаются создать нечто подобное технике СССР 70-х годов прошлого века .... и Флакон в том числе ...
    +
      ещё комментарии
      2 недели назад
      -
      0
      +
      К сожалению очень даже понятно. Марсоходы ездят, Старлинк интернет раздает. А российский сегмент МКС занимает от силы треть и все время ломается. Конечно Рогозин лишь очередной менеджер но пока он раздает лишь обещания.
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Лунная программа - детище Голливуда как и полёты многих спутников США
      аж прослезился от хохота заходите почаще, такие незамутненные экспонаты иногда нужны
10.05.2021
-
-2
+
"Falcon 9: они десятки раз садились на хвост и использовались потом снова — каждая до ПЯТИ раз" Поправочка: к моменту выхода статьи т. е. 5 мая уже две ступени Falcon 9 повторно запускались по 9 раз, а 9 мая - прошёл успешно 10 повторный запуск.
    Да, недоследил. Есть такой факт.
    2 недели назад
    -
    1
    +
    А с чего вы взяли, что повторно летала хоть одна ступень, а не запускалась новая ??? Маск не показывал технологию очистки и подготовки ступеней к повторному пуску .... Похоже на сказку про полёт на Луну в 50-ти летней давности .....
    +
      ещё комментарии
      2 недели назад
      -
      0
      +
      А все ГЭС в Сибири построили инопланетяне...
        2 недели назад
        -
        1
        +
        Н-е-е ... В Сибири ГЭС строил народ Советского Союза ... Я в этом тоже поучаствовал .... Их энергией и сейчас пользуемся ... А американцы к Луне летали только во сне и в студиях Голливуда ....
          2 недели назад
          -
          -1
          +
          А никто не обязан вам верить... Вы запросто можете быть участником "сибирского" заговора, и кадры перекрытия рек в Сибири могли быть сняты на Мосфильме...
            2 недели назад
            -
            0
            +
            Да пофиг, не верьте, верьте в новую американскую афёру, "пока на свете будут дураки..." :-)
              2 недели назад
              -
              0
              +
              Что-то у вас, мил человек, с чувством юмора слабо... Этот дефицит у всех альтернативно доверчивых наблюдается...
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Фу, как мелко - "они не многоразовые" уж если не верить так полностью. Амеры никуда не летали, ракет у них и вообще Земля плоская а все снимки из космоса это обман и фотошоп.
1
2

Подтвердить?
Лучшие материалы