• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.01.2021
Василий Парфенов
6
3 232

Испытания американской «лунной» ракеты были прерваны из-за аномалии. Программе «Артемида» снова грозят задержки

4.0

Огневые испытания центрального блока сверхтяжелой ракеты-носителя SLS прервались раньше времени. Чуть более чем через минуту после зажигания двигателей автоматика их отключила. По словам главы NASA, тест нельзя считать провалом, но изучение аномалии может повлиять на сроки дальнейших испытаний и первого полноценного запуска в конце 2021 года.

Испытания американской «лунной» ракеты были прерваны из-за аномалии. Программе «Артемида» снова грозят задержки
Момент старта четырех двигателей центрального ускорителя ракеты SLS. Из-под тестового стенда вырывается исполинское облако водяного пара. Это испаряющаяся вода системы гашения пламени и акустических колебаний, которая защищает стенд от повреждений, и конденсирующийся продукт сгорания водорода с кислородом в двигателях — дигидрогена монооксид / ©Robert Markowitz, NASA

Программу разработки Space Launch System (SLS) нельзя назвать идущей гладко — ее постоянно преследуют сокращения бюджета и проблемы во время испытаний. В декабре прошлого года «мокрая генеральная репетиция» (wet dress rehearsal) тоже закончилась преждевременно. Это был едва ли не ключевой тест перед огневыми испытаниями — центральный блок полностью заправили топливом и проводились все предстартовые процедуры. Однако его закончили раньше времени из-за аномальных показаний одного из датчиков. И этот тест также был ранее перенесен на более поздний срок из-за неполадок с давлением в баках.

Тем не менее, все необходимые данные инженеры получили и даже устранили недочеты, а также заново отрегулировали многие системы. В субботу, 16 января, центральный блок (первая ступень) SLS должен был полностью отработать процедуру старта на орбиту не покидая стенда. Для этого четырем мощнейшим двигателям RS-25 предстояло включиться на 485 секунд — ровно столько же они будут функционировать во время полета. Естественно, во время испытаний ракета прочно закрепляется на поддерживающей конструкции и никуда не летит.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) транслировало огневые испытания на своем официальном канале. Поначалу все шло хорошо, но примерно за час до зажигания отсчет остановили и провели дополнительную проверку систем испытательного стенда. Когда возобновленный отсчет дошел до времени 10 секунд перед нулем, началась живописная процедура зажигания.

Через двигатели стал в небольших количествах поступать кислород, а также включилась система распыления воды и искр. Первая нужна для защиты стенда от действия пламени и акустических колебаний. А вторая — для дожигания остаточного водорода, потому что даже небольшие количества этого газа могут наделать бед, если скопятся в турбулентных потоках около стартового стола. За десять секунд все четыре двигателя вышли на рабочий режим, из ямы под ними вырвался колоссальный шлейф водяного пара и тест начался.

Первую минуту ракета отработала, на первый взгляд, идеально. Некоторые зрители отметили некие подозрительные вспышки около кожуха над соплом одного из двигателей. Но по видео трансляции трудно судить о том, что это были за блики и являются ли они симптомом аномальной работы. В начале второй минуты испытаний, по плану, должна была проверяться система управления вектором тяги. Но на 65 секунде двигатели отключились. На трансляции были слышны упоминания MCF (major component failure — отказ ключевого узла), но это может быть лишь озвучиванием индикации автоматики.

Испытания американской «лунной» ракеты были прерваны из-за аномалии. Программе «Артемида» снова грозят задержки
Четыре работающих двигателя RS-25, также известных, как SSME (Space Shuttle Main Engine — главный двигатель «Спейс шаттл»). Что интересно, эти четыре конкретных экземпляра имеют богатый послужной список. Суммарно они летали в космос уже 25 раз на разных челноках, вывели на орбиту миссию по ремонту телескопа Хаббла, самого пожилого астронавта Джона Гленна (и одновременно с тем — первого американского астронавта в истории), а также два из них были на последнем летавшем Space Shuttle / ©NASA Television

Последствия

Руководитель NASA Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine) на последовавшей пресс-конференции дал некоторые пояснения ситуации. По его словам, пока неясно, что именно привело к остановке двигателей, а точнее, к срабатыванию датчиков. Он отметил важность подобных испытаний — именно благодаря целому году непрерывных тестов инженеры отладили системы ракеты так, чтобы они улавливали малейшие отклонения и аномалии. Поскольку SLS предназначена для пилотируемых полетов, у NASA и производителей ракеты нет ни малейшего шанса на ошибку.

Кроме прочего, Брайденстайн призвал не считать тест провалом, все-таки именно для этого испытания и проводятся: чтобы выявить все, даже самые незначительные изъяны системы. А вот последует ли за этим задержка всей программы «Артемида» он сказать не смог. Джим попросил подождать результатов расследования преждевременной остановки двигателя. Возможно, первый полноценный запуск SLS с кораблем Orion пройдет по плану в конце этого года. Но есть и шанс, что его придется сдвинуть вправо — безопасность превыше всего. В любом случае, как отметил Джим, «мы получили много замечательных данных, много замечательной информации».

Трудное возвращение на Луну

Ракета-носитель сверхтяжелого класса SLS, наравне с космическим кораблем Orion — ключевые компоненты программы «Артемида». Согласно которой, к 2024 году Америка отправит на Луну первую женщину и возобновит пилотируемые исследования естественного спутника Земли. Из-за существенных сокращений бюджета по сравнению с планами, проект не раз пересматривался. Сама по себе SLS корнями уходит в программу «Созвездие», отмененную при Бараке Обаме. Изначально NASA хотело создать еще более впечатляющее семейство ракет Ares.

Тяжелый вариант с индексом I предназначался для вывода космического корабля, а сверхтяжелый V — для отправки перелетного посадочного модуля. Однако все эти планы зарезали, NASA удалось лишь договориться о существенном пересмотре программы. В итоге, Orion остался практически в неизменном виде, от Ares I вовсе отказались, а вот Ares V претерпел заметную трансформацию. Из него выросла SLS, причем на пути «взросления» стала легче: вместо 188 тонн полезной нагрузки осталось «всего» 95 тонн для первого этапа и 130 для второго.

Основная идея SLS — максимальное использование уже готовых компонентов с небольшими модернизациями. Боковые ускорители ракеты взяты от Space Shuttle, просто к ним добавили еще один сегмент. А двигатели центрального блока — модернизированные RS-25 от самих многоразовых челноков. Часть из них ранее выводила на орбиту Space Shuttle, а часть хранилась для наземных испытаний или замены вышедших из строя. В перспективе эти легендарные двигатели будут упрощены и снова начнут производиться.

Трепетное отношение к истокам

Преемственность системы из ракеты SLS и корабля Orion с более ранними разработками американской космической отрасли чувствуется не только в выборе компонентов. Например, стенд, где испытывался в субботу центральный блок первой ступени — тот же самый, что уже принимал на себя жар исполинских Rocketdyne F-1. А они использовались в Saturn V, который доставил первых людей на Луну. Корабль, в свою очередь, концептуально очень похож на «Аполлоны», только сделан на современном технологическом уровне.

Похож и подход в разработке: максимум испытаний на Земле, минимум риска в полете. Зачастую можно услышать удивленные вопросы о том, как во время лунной программы США полвека назад удалось избежать серьезных проблем с революционным носителем. Ответ прост — они все произошли во время тестов, длившихся в авральном темпе пять лет. NASA двигается тем же путем и с SLS, но в XXI веке финансирование столь амбициозных проектов одобряется не так легко. На данный момент Orion полностью готов к запуску и прошел все испытания, дело за ракетой: до 2024 года осталось не так много времени.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

10 часов назад
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

24 марта
Михаил Орлов

Астронавты, прибывшие на Луну в рамках программы «Аполлон», установили на ее поверхности первые внеземные сейсмографы и оценили частоту и силу лунотрясений. Теперь, спустя полвека после сбора данных о сейсмической активности Луны, ученые вновь подвергли их анализу, смогли удалить из них помехи и резко изменили оценки сейсмической активности на Луне. Оказалось, что приборы тогда зафиксировали не 13 тысяч лунотрясений, как считали ранее, а почти в три раза больше. Среди них неожиданно много слабых толчков, которые сосредоточены в северном полушарии Луны.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

6 Комментариев

-
0
+
Вроде не 1 апреля )) Популярный вариант шутки придумали студенты Калифорнийского университета в Санта-Крузе Эрик Лехнер, Ларс Норпчен и Мэтью Кауфман в 1990 году, распространив в кампусе листовки, предупреждавшие о загрязнении водопроводных систем опасным веществом — монооксидом дигидрогена. Мысль возникла у Мэтью по аналогии с предупреждением о «гидроксиде водорода», опубликованном в мичиганской газете «Дюранд Экспресс», после чего трое приятелей решили придумать термин, который «звучал бы ещё опаснее». 1 апреля 1998 года член австралийского парламента объявил о начале кампании по запрету дигидрогена монооксида на международном уровне. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4
Asmite Qielee
18.01.2021
-
0
+
Обозвать воду дигидрогеном монооксида конечно интересно, но лучше испаряющая дописать до испаряющаяся
Alexey .
18.01.2021
-
0
+
"Старая школа" под контролем НАСА, эволюционная, использование старых заделов, неторопливая и в противовес ей Маск который всё начал с "чистого листа" (условно), многое испытывает сразу в бою, энергично. Очень интересно следить за такими разными подходами, посмотрим кто окажется победителем. P.S. Конечно если у Маска всё получится с многоразовостью, то SLS останется лишь для резерва.

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: