26 января
103 668

Первый запущенный за 11 лет украинский спутник, возможно, потерян

3.1

Украина, вероятно, потеряла недавно запущенный космический аппарат «Сич-2-30». Пока с ним нет устойчивой связи — или совсем никакой.

«Сич-2-30» / ©Южное

Тринадцатого января впервые за 11 лет запустили украинский спутник. Старт провели при помощи ракеты-носителя Falcon 9 с мыса Канаверал: вместе с ним вывели другие космические аппараты.

Несмотря на сдержанный оптимизм украинской стороны, похоже, миссия не увенчалась успехом. Об этом со ссылкой на бывшего внештатного советника главы Государственного космического агентства Андрея Колесника сообщило РИА Новости.

Как отмечает специалист, «Сич-2-30» до сих пор не идентифицировали, хотя по соглашению между Украиной и США от августа прошлого года американцы должны были занести его в базу данных.

Причиной могут быть технические проблемы. Скорее всего, с космическим аппаратом нет устойчивой связи — или совсем никакой. Из-за этого американская сторона не получила расширенных параметров его движения для полной идентификации.

«Сич-2-30» / ©Южное

Производитель аппарата — Государственное предприятие «Конструкторское бюро “Южное” имени М. К. Янгеля». Систему управления спутником разработала и изготовила харьковская компания «Хартрон-Аркос».

Спутник «Сич-2-30» предназначен для оптико-электронного наблюдения за нашей планетой. Сначала его разрабатывали под наименованием «Сич-2-1», а позже переименовали в «Сич-2-30» — в честь 30-летия украинской независимости (из-за более ранних планов запуска в юбилейном, 2021 году).

Технически спутник стал улучшенным вариантом аппарата «Сич-2», который, в свою очередь, представляет собой доработанную версию EgyptSat-1. Масса «Сич-2-30» — 180 килограммов. Собирать его закончили в 2019 году.

КА ДЗЗ «Сич-2» / ©wikipedia

Предыдущий украинский спутник — упомянутый выше «Сич-2» — запустили 17 августа 2011-го. Его задачами были наблюдение поверхности Земли в оптическом и среднем инфракрасном диапазонах. В декабре 2012 года связь со спутником потеряли.

Помимо этих аппаратов, в разное время запустили еще ряд украинских спутников. В 1995 году при помощи ракеты-носителя «Циклон-3» на орбиту вывели «Сич-1», предназначенный для наблюдения за поверхностью планеты. В 2004 году «Циклон-3» запустил аппарат дистанционного зондирования Земли «Сич-1М».

Напомним, в прошлом году стало известно о начале строительства космодрома для новой украинской ракеты «Циклон-4М». Речь идет о двухступенчатом носителе среднего класса, способном вывести на низкую опорную орбиту нагрузку массой до пяти тонн.

Американские исследователи впервые создали искусственные Hox-гены, регулирующие движение стволовых клеток в организме и обеспечивающие формирование органов в нужных местах. В ДНК эти гены расположены плотными кластерами, что затрудняло их изучение, и исследование стало первым практическим подтверждением роли Hox-генов.

Уникальная работа показала, что вода поучаствовала в образовании большей части земных минералов, тысячи из них появились благодаря живым организмам, сотни – из выделений животных, а планета могла стать подходящей для жизни уже в первые 250 миллионов лет.