Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Опубликован план «почти орбитального» полета прототипа Starship в этом году
Компания SpaceX подала в регуляторные органы запрос на разрешение использовать определенные радиочастоты во время новых испытаний Starship. Рядовая процедура, за одним исключением — задействованный в них прототип проведет в полете 90 минут, поднимется более чем на 100 километров вверх и пролетит вокруг почти всего земного шара. Никаких конкретных дат не указывается, но временные рамки охватывают шесть месяцев после 20 июня.
Как пишет сайт SpaceNews, документ с соответствующими данными о будущем космическом полете Starship размещен (ссылка может быть недоступна из России) на портале Федеральной комиссии по связи США (FCC). Ведомство получило от SpaceX подробное описание запланированной на второе полугодие 2021-го миссии. Это стандартная процедура, с которой начинается юридическая подготовка подобных запусков или испытания. На очереди — аналогичный запрос и получение лицензии от Федерального управления гражданской авиации США (FAA), но это уже другая история.
Итак, что мы можем узнать из этого документа? Начнем с профиля полета. В пока неуказанную дату «связка» из прототипов ускорителя (первой ступени) Super Heavy и космического корабля Starship стартует с площадки в Бока-Чика, штат Техас. Через 169 секунд после отрыва от стартового стола двигатели ускорителя отключатся, а еще через две секунды произойдет разделение ступеней. Тестовая версия ускорителя не будет возвращаться на космодром SpaceX, а вместо этого через 495 секунд после взлета совершит посадку в 32 километрах от побережья, в Мексиканском заливе.
Прототип Starship, в свою очередь, запускает свои двигатели Raptor через пять секунд после разделения ступеней и продолжает полет. На 521-й секунде после старта он их должен выключить и оказаться на целевой высоте. Однако полного витка вокруг Земли корабль делать не станет и выполнит маневр входа в атмосферу над Тихим океаном. Плановое место приземления — точка в открытом море, в сотне километров на северо-запад от острова Кауаи (Гавайские острова).
Траектория первой ступени (Super Heavy) в орбитальном тесте / ©Scott Manley, SpaceX, FCC, Twitter Траектория прототипа Starship в орбитальном полете сразу после запуска, корабль аккуратно пролетает между Кубой и Флоридой, чтобы как можно меньше времени проводить над сушей и в случае чего не подвергать людей опасности / ©Scott Manley, SpaceX, FCC, Twitter Траектория прототипа Starship в орбитальном полете при возвращении в плотные слои атмосферы, приводниться он должен к северо-западу от Гавайских островов / ©Scott Manley, SpaceX, FCC, Twitter
Для проведения всех вышеописанных мероприятий SpaceX просит у FCC выделить три набора радиочастот. Они потребуются компании для непрерывной связи с прототипами и сбора необходимых данных. Кроме всего вышеописанного, в заявке как содержится множество сопроводительных данных, так и отсутствует целый сонм деталей, которые ведомству не нужны, а фанатам космонавтики безумно интересны. Попробуем часть восстановить по обрывкам информации, а часть предположить.
Так он орбитальный или нет?
В заявке SpaceX называет эти испытания однозначно орбитальным тестом (Orbital Test). Прототип Starship наберет необходимую высоту, чтобы считаться космическим кораблем (100 километров) и орбитальную скорость на этой высоте. Но при этом не совершит ни одного полного витка вокруг Земли. Иными словами, с точки зрения баллистики этот запуск будет орбитальным, но у злопыхателей найдется повод критиковать испытания. Хотя, если посмотреть на профиль полета, возможность завершить виток у прототипа будет. Однако воспользоваться ей никто не собирается ради безопасности.
Глава SpaceX Илон Маск пояснил этот момент в твиттере, прокомментировав запись астронома и космического энтузиаста Скотта Мэнли (Scott Manley). Тот опубликовал выдержки из заявки космической компании Маска в FCC со своими пояснениями. Предприниматель написал, что сход с орбиты специально сделан над Тихим океаном — на случай, если прототип Starship не переживет вход в плотные слои атмосферы в целом виде. Тогда его обломки благополучно упадут на воду и не нанесут ущерба ни людям, ни строениям.
Очевидно, попытки вернуть как Starship из космоса, так и Super Heavy с большой высоты на площадку в Бока-Чика пока проводить небезопасно. По крайней мере, на нынешнем этапе развития проекта. Одно дело прототипы, планирующие с высоты в 10-20 километров и развивающие скорость максимум в сотни метров в секунду. А другое — первая ступень, возвращающаяся со скоростью порядка двух километров в секунду, и космический корабль, разогнавшийся минимум втрое быстрее.
Техническое обеспечение
Перво-наперво, стоит сказать, что полететь в космос должны прототипы SN20 (корабль) и BN3 (ускоритель). Во всяком случае, об этом несколько месяцев назад говорил Маск. Третий экземпляр первой ступени уже собирается на «Звездной базе» в Бока-Чика. Корабля с нужным индексом наблюдатели еще не увидели. Но инженеры SpaceX навострились собирать прототипы с невероятной скоростью, так что можно не беспокоиться.
Однако напрашивается другой вопрос: а что с двигателями? На летный экземпляр Starship нужно минимум шесть (три оптимизированных для вакуума и три для посадки, оптимизированных для плотной атмосферы), а первой ступени потребуется более двух десятков. Точное количество двигателей Raptor для Super Heavy в финальной конфигурации пока не известно. Однако все известные варианты ее дизайна подразумевают порядка 25-30 силовых установок. Такое количество агрегатов нужно успеть сделать, протестировать и доставить от производства в Бока-Чика.

На вопрос, успеет ли SpaceX сделать столько двигателей к полету, энтузиасты с портала NASASpaceFlight отвечают утвердительно. Они пристально наблюдают за всеми производственными площадками частной космической компании. На успешно летавшем прототипе SN15, который стал важнейшей вехой в развитии проекта, установлены двигатели Raptor с серийными номерами в диапазоне 50-60. В то же время тестовый полигон в Макгрегоре испытывает уже диапазон 70-80, а на заводе в Хоторне выпускают экземпляры с номерами больше 150 (по несколько штук в неделю).
То есть вопрос с двигателями потенциально закрыт. Остается посадка: все же помнят, как первые ступени Falcon 9 впечатляюще касаются плавучих платформ, поэтому ждут аналогичного зрелища от исполинской Super Heavy. Но пока этого, скорее всего, не произойдет. Да, в январе SpaceX купила две нефтяные платформы, которые сейчас активно оснащают посадочным оборудованием. Но навряд ли компания успеет их доделать за полгода. Тем более что после перестройки их нужно и отбуксировать в зону посадки.
Так что первый прототип Super Heavy, отправляющий нагрузку в космос, почти наверняка просто опустится на воду. Это будет мягкая посадка, но повторно использовать такую ступень нельзя. И вообще, существует ненулевой шанс, что бочка утонет. А вот судьба тестового «орбитального» Starship уже известна и указана в заявке: корабль совершенно точно приводнится. Возможности его посадить на твердую поверхность даже теоретически пока нет.
Поехали?
Если SpaceX удастся хотя бы попытаться в ближайшие полгода запустить прототип всей системы Starship на орбиту — это будет феерический успех. Вне зависимости от исхода, даже если все компоненты развалятся, не долетев до точки посадки. Так быстро ракеты не разрабатывали, пожалуй, с самого начала космической гонки. Напомним, первый прототип Starship — демонстратор Starhopper — взлетел в июле 2019 года. А высотные прототипы начали летать только в декабре 2020-го!
Чтобы осуществить «орбитальный тест», SpaceX нужно получить еще разрешение FAA. Несмотря на недавние споры между компанией и ведомством, проблем возникнуть не должно. Процедура несколько сложнее, чем заявка в FCC, и на нее уйдет больше времени, а также дату старта в заявке придется указать точно. Так что ждем лета — для любителей космонавтики оно будет невероятно интересным.
Разделочные доски можно найти почти на любой кухне по всему миру. Однако международная группа исследователей доказала, что эти кухонные инструменты иногда не то, чем кажутся.
Предложенные тепловыделяющие элементы для атомных реакторов позволяют им работать без перегрузки топлива много лет подряд. Это крайне актуально для АЭС малой мощности, на Крайнем Севере или в любых других зонах, удаленных от единых энергосистем, включая тропические острова.
Космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил полициклические ароматические углеводороды в галактике, существовавшей менее чем через 1,5 миллиарда лет после Большого взрыва.
Думают ли умные люди быстрее? Согласно результатам исследования группы ученых из Германии и Испании, не всегда, и в случае решения сложных задач отдельные преимущества оказываются за людьми с менее развитым интеллектом.
Европейское космическое агентство проведет первую в истории прямую трансляцию с Марса: во время нее свежие изображения Красной планеты планируют показывать зрителям каждые 50 секунд на протяжении часа. Начало — в 19:00 по московскому времени.
Разделочные доски можно найти почти на любой кухне по всему миру. Однако международная группа исследователей доказала, что эти кухонные инструменты иногда не то, чем кажутся.
Думают ли умные люди быстрее? Согласно результатам исследования группы ученых из Германии и Испании, не всегда, и в случае решения сложных задач отдельные преимущества оказываются за людьми с менее развитым интеллектом.
В американской прессе обсуждают острый вопрос: почему, несмотря на санкции и потолок цен, в России не просто не было спада, но и, судя по ряду параметров, в 2023-м начался экономический подъем? Чтобы разрешить эту загадку, The Wall Street Journal обратился к спутниковым данным по мониторингу окислов азота. С их помощью журналисты обнаружили, что российские власти, кажется, дают миру неправильную статистику, а на самом деле в России, видимо, происходит глубокий спад. Насколько верна такая оценка? И что на самом деле случится с российской экономикой в этом году?
Большая часть алмазов, образующихся в недрах Земли, выносятся ближе к поверхности небольшими, но мощными извержениями породы. Однако австралийские исследователи обнаружили, что на деле эти извержения подпитываются громадными «тепловыми столбами», начинающимися у самого ядра нашей планеты.
Василий, здесь вы ошибаетесьМысль полетела гораздо дальше, чем пальцы успели Сейчас поправлю, как изначально и должно было быть. Конечно де-факто он орбитальный (ибо скорость есть), но из-за неполного витка любители кукарекать будут говорить, что он не орбитальный
Василий, здесь вы ошибаетесьМысль полетела гораздо дальше, чем пальцы успели Сейчас поправлю, как изначально и должно было быть. Конечно де-факто он орбитальный (ибо скорость есть), но из-за неполного витка любители кукарекать будут говорить, что он не орбитальный

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии