• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
21.10.2024
МГПУ
1
3 291

Люди с подвижной нервной системой быстрее устали от виртуальной среды

4.9

Ученые из научно-исследовательского центра Института естествознания и спортивных технологий МГПУ изучили закономерности во взаимодействии человека с виртуальной реальностью. Специалисты обнаружили, что люди с подвижной нервной системой более подвержены утомлению при погружении в виртуальную среду по сравнению с теми, у кого эта система инертна.

Симулирование прыжка с парашютом / © Крис Десмонд, ВМФ США

В эксперименте приняли участие 50 здоровых добровольцев. На основе результатов теста простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) участников разделили на группы. В итоге были сформированы две ключевые группы: 14 человек с выраженной подвижностью нервных процессов (среднее время реакции менее 193 миллисекунд) и 13 человек с выраженной инертностью (время реакции более 234 миллисекунд).

Подвижность нервных процессов характеризует скорость смены процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Люди с подвижной нервной системой быстрее реагируют на изменения в окружающей среде, легче переключаются между задачами, но могут быть более восприимчивы к утомлению при интенсивной стимуляции. Напротив, люди с инертной нервной системой медленнее адаптируются к изменениям, но обладают большей устойчивостью к длительным нагрузкам и монотонной работе. Эти индивидуальные различия играют важную роль в том, как человек воспринимает и обрабатывает информацию, особенно в таких насыщенных средах, как виртуальная реальность.

Добровольцы погружались в виртуальную реальность с помощью очков Oculus Quest. Им предлагалось выполнять задания в игре Beat Saber под ритмичную музыку в стиле drum ‘n’ bass со скоростью 175 ударов в минуту. Каждый участник проходил две сессии по две минуты 48 секунд, взаимодействуя со 195 виртуальными объектами за сессию.

Результаты оказались статистически значимыми (p < 0,05): у людей с подвижной нервной системой после взаимодействия с виртуальной средой наблюдалось значительное увеличение времени реакции и снижение уровня активации центральной нервной системы. Эти изменения, выявленные с помощью тестов ПЗМР и реакции на движущийся объект (РДО), указывают на появление первичных признаков утомления. У участников с инертной нервной системой подобных изменений не наблюдалось.

«Наше исследование показало, что при взаимодействии с виртуальной реальностью необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы пользователей. Люди с подвижным типом нервной системы могут быстрее утомляться в насыщенной виртуальной среде, что требует особого подхода к разработке протоколов иммерсивного обучения для различных целей», — комментирует Артем Котов-Смоленский, старший преподаватель, научный сотрудник НИЦ МГПУ.

Интересно, что физическая нагрузка была умеренной для обеих групп. Медианная частота сердечных сокращений после эксперимента составила 140 ударов в минуту для группы с подвижной нервной системой и 141 удар в минуту для группы с инертной, что не является статистически значимым различием.

Исследователи предполагают, что ключевую роль в утомлении людей с подвижной нервной системой играет интенсивная сенсорная стимуляция в виртуальной среде. Быстрый визуальный поток информации в сочетании с необходимостью выполнения когнитивных задач и двигательной активности может перегружать нервную систему. Кроме того, ритмичная музыка с выраженным акцентом на ударные инструменты также могла способствовать более быстрому утомлению.

Эти результаты имеют важное практическое значение для разработки виртуальных сред в области образования, тренировок и терапии. Исследование подчеркивает необходимость индивидуального подхода при создании виртуальных пространств, учитывающего особенности нервной системы пользователей.

Со слов заведующей научно-исследовательского центра ИЕСТ, профессора Елены Федоровой, в дальнейшем ее сотрудники планируют изучить влияние других факторов, таких как уровень тревожности и особенности регуляции сердечного ритма, на адаптацию организма человека к иммерсивной двигательной тренировке. Это поможет создать более персонализированные и эффективные виртуальные пространства для различных целей физической культуры и фиджитал спорта.

Результаты исследования опубликованы в вестнике МГПУ, серия «Естественные науки».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский городской педагогический университет (МГПУ) — лидирующий государственный педагогический университет в России по качеству приема студентов. В структуру МГПУ входят все уровни образования. Тут готовят не только педагогов, психологов, филологов и переводчиков, но и специалистов по STEM, биологов, юристов, дизайнеров, тренеров. В университете, входящем в программу «Приоритет-2030», ведутся исследования в области цифровой дидактики и использования искусственного интеллекта в образовании, экологии, урбанистики и соучаствующего проектирования, педагогики и психологии, физиологии, нутрициологии и мотивации, функциональной грамотности и развития одаренности.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
7 часов назад
Андрей Папиш

Человечество много тысячелетий живет рядом с разными вредителями. Вездесущие тараканы, мыши, крысы, вши, комары, а также множество врагов сельского хозяйства. Особый научный интерес — выяснить, откуда эти спутники людей переселились и как давно с нами соседствуют. Энтомологи выяснили, что кровососущие постельные клопы живут с человеком более 10 тысяч лет, то есть, вероятно, дольше прочих насекомых-синантропов.

2 часа назад
Юлия Трепалина

Павианы, живущие большими социальными группами, часто перемещаются по своей территории коллективно, словно выстроившись в цепочку с определенным порядком. В прошлых исследованиях это объясняли по-разному. В некоторых работах сообщалось, что расположение обезьян случайно, но в других отмечалось, что это преднамеренная стратегия, с помощью которой павианы защищают уязвимых сородичей, помещая их в центр «строя». Недавно международная группа ученых с помощью высокоточного GPS-отслеживания прояснила этот вопрос.

Вчера, 12:00
ПНИПУ

Яркие краски, стильные обои, практичный линолеум — все это может оказаться источником опасных токсинов, которые незаметно отравляют воздух в наших домах. Эксперты Пермского Политеха рассказали, почему пора прекратить строить дома и бани из железнодорожных шпал, что скрывает некачественный линолеум, почему асбестовый шифер вызывает рак, что не так с натяжными потолками, окнами и плинтусами, как правильно выбрать ламинат и обои для спальни?

Позавчера, 20:01
Юлия Трепалина

Американские исследователи создали плодовых мушек, способных пристраститься к кокаину. Генетически модифицированных насекомых планируют использовать для изучения основ кокаиновой зависимости у людей.

7 часов назад
Андрей Папиш

Человечество много тысячелетий живет рядом с разными вредителями. Вездесущие тараканы, мыши, крысы, вши, комары, а также множество врагов сельского хозяйства. Особый научный интерес — выяснить, откуда эти спутники людей переселились и как давно с нами соседствуют. Энтомологи выяснили, что кровососущие постельные клопы живут с человеком более 10 тысяч лет, то есть, вероятно, дольше прочих насекомых-синантропов.

29 мая
НИУ ВШЭ

Команда российских исследователей, включая ученых из НИУ ВШЭ, применили искусственный интеллект для анализа подписок 4,5 тысячи студентов на VK-сообщества. Оказалось, что алгоритмы могут с высокой точностью предсказывать, кто отличник, а у кого трудности с учебой.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

22 мая
ПНИПУ

Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

6 мая
Александр Березин

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Sergei Naumov
22.10.2024
-
0
+
Британские учёные выяснили, что люди, подверженные более быстрой усталости - быстрее устают. Oh, wait, это не британские...
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно