Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Люди с подвижной нервной системой быстрее устали от виртуальной среды
Ученые из научно-исследовательского центра Института естествознания и спортивных технологий МГПУ изучили закономерности во взаимодействии человека с виртуальной реальностью. Специалисты обнаружили, что люди с подвижной нервной системой более подвержены утомлению при погружении в виртуальную среду по сравнению с теми, у кого эта система инертна.
В эксперименте приняли участие 50 здоровых добровольцев. На основе результатов теста простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) участников разделили на группы. В итоге были сформированы две ключевые группы: 14 человек с выраженной подвижностью нервных процессов (среднее время реакции менее 193 миллисекунд) и 13 человек с выраженной инертностью (время реакции более 234 миллисекунд).
Подвижность нервных процессов характеризует скорость смены процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Люди с подвижной нервной системой быстрее реагируют на изменения в окружающей среде, легче переключаются между задачами, но могут быть более восприимчивы к утомлению при интенсивной стимуляции. Напротив, люди с инертной нервной системой медленнее адаптируются к изменениям, но обладают большей устойчивостью к длительным нагрузкам и монотонной работе. Эти индивидуальные различия играют важную роль в том, как человек воспринимает и обрабатывает информацию, особенно в таких насыщенных средах, как виртуальная реальность.
Добровольцы погружались в виртуальную реальность с помощью очков Oculus Quest. Им предлагалось выполнять задания в игре Beat Saber под ритмичную музыку в стиле drum ‘n’ bass со скоростью 175 ударов в минуту. Каждый участник проходил две сессии по две минуты 48 секунд, взаимодействуя со 195 виртуальными объектами за сессию.
Результаты оказались статистически значимыми (p < 0,05): у людей с подвижной нервной системой после взаимодействия с виртуальной средой наблюдалось значительное увеличение времени реакции и снижение уровня активации центральной нервной системы. Эти изменения, выявленные с помощью тестов ПЗМР и реакции на движущийся объект (РДО), указывают на появление первичных признаков утомления. У участников с инертной нервной системой подобных изменений не наблюдалось.
«Наше исследование показало, что при взаимодействии с виртуальной реальностью необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы пользователей. Люди с подвижным типом нервной системы могут быстрее утомляться в насыщенной виртуальной среде, что требует особого подхода к разработке протоколов иммерсивного обучения для различных целей», — комментирует Артем Котов-Смоленский, старший преподаватель, научный сотрудник НИЦ МГПУ.
Интересно, что физическая нагрузка была умеренной для обеих групп. Медианная частота сердечных сокращений после эксперимента составила 140 ударов в минуту для группы с подвижной нервной системой и 141 удар в минуту для группы с инертной, что не является статистически значимым различием.
Исследователи предполагают, что ключевую роль в утомлении людей с подвижной нервной системой играет интенсивная сенсорная стимуляция в виртуальной среде. Быстрый визуальный поток информации в сочетании с необходимостью выполнения когнитивных задач и двигательной активности может перегружать нервную систему. Кроме того, ритмичная музыка с выраженным акцентом на ударные инструменты также могла способствовать более быстрому утомлению.
Эти результаты имеют важное практическое значение для разработки виртуальных сред в области образования, тренировок и терапии. Исследование подчеркивает необходимость индивидуального подхода при создании виртуальных пространств, учитывающего особенности нервной системы пользователей.
Со слов заведующей научно-исследовательского центра ИЕСТ, профессора Елены Федоровой, в дальнейшем ее сотрудники планируют изучить влияние других факторов, таких как уровень тревожности и особенности регуляции сердечного ритма, на адаптацию организма человека к иммерсивной двигательной тренировке. Это поможет создать более персонализированные и эффективные виртуальные пространства для различных целей физической культуры и фиджитал спорта.
Результаты исследования опубликованы в вестнике МГПУ, серия «Естественные науки».
К 2025 году около 30 стран приняли программы по развитию водородной энергетики, а совокупный объем инвестиций в эту область превысил 150 миллиардов долларов. Эксперты полагают, что замена дизельных авто на водородные снизит выбросы на 80-90%, а водородные самолеты способны уменьшить углеродный след на 50-75%. Но при использовании водорода в двигателях внутреннего или внешнего сгорания, происходит взаимодействие с металлом, что наиболее опасно при высоких температурах. Это может вызвать их разрушение, в результате чего возникает риск пожара или взрыва с тяжелыми последствиями для пассажиров. Ученые Пермского Политеха впервые выяснили, как водород влияет на металлы в условиях экстремальных температур (800 градусов и выше), в которых работают двигатели самолетов и машин. Это продвинет авиационную, машиностроительную и нефтегазовую отрасли в безопасном использовании водорода в качестве источника энергии.
Ученые из Великобритании и Дании создали пищевую добавку, полноценно замещающую пыльцу в питании пчел. Для этого им пришлось научить дрожжи производить критически важные для питания насекомых стеролы.
Многочисленные международные исследования показали, что студенты и аспиранты университетов все чаще испытывают тревогу. Во многом это объясняется не только сложностью учебных программ и высокими образовательными стандартами, но и средой, где господствует конкуренция. Страх неудачи может приводить к хроническому стрессу и выгоранию. Недавно команда ученых выяснила: короткий отдых за видеоигрой и просмотром аниме эффективно снимает стресс.
К любопытным выводам привели наблюдения японских ученых за пестролицыми буревестниками. Оказалось, эти птицы испражняются в основном на лету, намеренно избегая такой возможности на поверхности воды. Очевидно, предположили исследователи, это облегчает движения в воздухе взрослым особям с добычей во рту.
За последнее десятилетие ученые создали несколько сложных систем «мозг — компьютер», которые позволяли преобразовывать мозговую активность людей, лишившихся способности говорить из-за различных заболеваний, в речь. Однако до сих пор удавалось расшифровать лишь небольшое количество слов. Теперь в США создали алгоритм, благодаря которому удалось распознать до 54 процентов «речи».
Биологи несколько месяцев наблюдали за семьей больших листоносов, самыми крупными плотоядными летучими мышами из рода ложных вампиров (Vampyrum). Оказалось, что эти рукокрылые на удивление тесно общаются с членами своей группы, проявляют к ним нечто похожее на нежность и заботу.
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Возраст находок — около 5500 лет, они лежат во множестве круглых ям, чьи стены укреплены кирпичом. Среди обнаруженных орудий из кремня есть и сотни неиспользованных, которые могут быть ритуальным подношением богам.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии