12 июля

Исследование павианов подтвердило наследуемость микрофлоры кишечника

4.7

Проследив за составом кишечных бактерий у диких павианов, ученые обнаружили, что у родственников он во многом похож, хотя прежде связь микрофлоры и генетики организма казалась минимальной.

©IBM Research

Симбиотическая микрофлора выполняет множество полезных для человеческого тела функций. Бактерии, обитающие в кишечнике, участвуют в переваривании пищи, синтезе витаминов и гормонов, работе иммунитета. Состав микрофлоры влияет на здоровье и состояние всего организма. Он определяется как прошлым опытом контактов с микробами, так и текущими обстоятельствами. Микрофлоры родственников ближе, чем у не связанных друг с другом людей. Однако неясно, связано ли это общей наследственностью или же со сходными условиями жизни.

Чтобы выяснить это, американские и канадские ученые исследовали кишечную микрофлору диких павианов. Эти приматы не только близки людям, но и обитают в Кении, в Национальном парке Амбосели, где условия, как считается, схожи с условиями жизни наших далеких предков. Статья Элизабет Арчи (Elizabeth Archie) и ее коллег опубликована в журнале Science.

Авторы сопоставили 16 234 «профиля» микрофлоры, которые были получены у 585 желтых павианов (бабуинов) на протяжении 14 лет. С учетом таких факторов, как пол, возраст, характер питания и тому подобное, 97 процентов бактерий продемонстрировали наследуемость. Предыдущие исследования на людях давали результат не выше 5-13 процентов. Ученые связывают это с тем, что оценка состава микрофлоры производится в одной временнóй точке, которая не дает полного представления о нем.

В самом деле, набор микробов у павианов заметно менялся в зависимости от времени года и диеты. Например, в особенно тяжелый сухой сезон с его скудным выбором пищи разнообразие бактерий падало, и наследуемость проявлялась заметнее, чем в изобильные влажные месяцы. Также она сильнее становилась с возрастом животного. А поскольку павианы столь похожи на нас, авторы считают, что многие из сделанных выводов можно применить и к микрофлоре человека.