11.09.2021
3 217

Мясной рацион ограничивал популяции охотников-собирателей

4.8

Международная группа ученых пришла к выводу, что популяции охотников-собирателей, которые сильно зависели от мясной диеты, были более малочисленны, чем те, кто имел возможность питаться растительной пищей круглый год.

Схема, демонстрирующая зависимость численности охотников-собирателей от условий окружающей среды / ©phys.org

Древние популяции изучают не только по археологическим, но и по этнографическим данным, проводя исследования современных традиционных сообществ. Некоторые из них до сих пор занимаются охотой и собирательством, как наши далекие предки. Сегодня таких популяций насчитывается около 300.

Ученые из университетов Пекинского (Китай), Макгилла (Канада), Автономного университета Барселоны (Испания) и Центра исследований климата и атмосферы Кипрского института провели исследование, в котором показали, как факторы окружающей среды влияют на плотность населения групп охотников-собирателей во всем мире. Свою работу они опубликовали в журнале Nature Ecology & Evolution.

Благодаря этнографическим данным исследователям удалось построить модель, которая демонстрирует динамику численности популяций охотников-собирателей в зависимости от их рациона. Исследователи показали, что в регионах с суровыми или засушливыми зимами количество доступной съедобной растительности значительно сокращалось на длительный период в течение года. Поэтому охотники-собиратели, жившие в таких местах, сильно зависели от потребления мяса.

Но животных по понятным причинам всегда меньше, чем растительной пищи, поэтому популяции таких сообществ, вероятно, оставались сравнительно малочисленными. В отличие от групп, которые проживали в регионах с более мягкой зимой. Ведь они могли питаться растительной пищей даже в зимний период, поэтому меньше зависели от наличия мяса.

«Мы были поражены, что несмотря на длинный список неизвестных, из уравнений модели получился очень сильный результат: везде, где вегетационный период был коротким, охотникам-собирателям требовалось большее количество мяса в рационе», – сообщил ведущий автор исследования Дэн Чжу, доцент из Пекинского университета.

Всем известно, что неандертальцы были очень «хищными» представителями рода Homo, так как питались почти исключительно мясом. Исходя из выводов исследования, нельзя исключить тот вариант, что подобное пристрастие стало одной из причин малочисленности неандертальцев и, в конце концов, их полного исчезновения.