11.06.2021
3 016

Мода на остроконечные туфли спровоцировала массовые заболевания суставов в Средние века

4.5

Ученые показали, что британцы в Средние века столетиями страдали от бурсита — воспаления слизистых сумок преимущественно в области суставов.

Пулены / ©Википедия

Работа опубликована в International Journal of Paleopathology. Ученые из Кембриджского университета и Департамента археологии Великобритании проанализировали 177 скелетных останков из захоронений в Кембридже и его окрестностях и обнаружили, что шесть процентов из тех, кто был захоронен между XI и XIII веками, страдали от бурсита, а к XIV и XV столетиям таких останков было уже 27 процентов.

Проблема в том, что как раз в XIV веке изменилась мода на обувь — от функционального округлого носка перешли к длинному и остроконечному. Такие туфли называли пуленами. Они представляли собой мягкие кожаные башмаки без каблуков и часто без твердой подошвы, но с длинными острыми носками.

В позднем Средневековье эта обувь стала настолько остроконечной, что в 1463 году король Эдуард IV издал закон, ограничивающий длину мыска до двух дюймов (5,08 сантиметра).

Большинство останков, у которых был диагностирован бурсит, принадлежали мужчинам (20 человек из 31). Исследование также показало, что эти люди страдали не только от бурсита, но и от переломов верхних конечностей, которые, как правило, возникают при падении вперед на вытянутые руки.

Возможно, подобные случаи тоже могут быть связаны с ношением неудобной, но модной обуви и деформацией большого пальца стопы, которая ухудшает равновесие у пожилых людей.

Большинство офисных работников регулярно сталкивается с рутинной, но очень нужной работой с документами. На написание технических заданий, отчетов и прочих проектов со множеством формальных правил тратится большое количество человеческих и временных ресурсов. Ученые Пермского Политеха разработали интеллектуальную систему помощи «Техдок менеджер», которая быстро и точно создает документацию по заданным правилам за секунды. Современные нейросети не умеют следовать четким стандартам, таким как ГОСТ, результаты их работы требуют тщательной проверки в отличие от программы политехников. Она поможет исключить фактор человеческой ошибки, ускорить работу и автоматизировать шаблонные процессы.

Небольшая масса и тусклое излучение осложняют исследование карликовых галактик. Недавно группа астрофизиков использовала космические телескопы «Джеймс Уэбб» и «Хаббл», а также особенности гравитации в скоплении Пандоры, чтобы узнать роль карликовых галактик после Большого взрыва.

Если допустить, что разумная жизнь во Вселенной не редкость и встреча людей с внеземными цивилизациями неизбежна, многие исследователи задаются вполне справедливыми вопросами: на что будет похож этот контакт? Приведет это к войне или миру? Ученые из США и Китая разработали инновационную платформу на базе искусственного интеллекта, которая моделирует контакты между нашей и внеземными цивилизациями, а также их сложные взаимодействия друг с другом. Результаты оказались неожиданными.