5 413

Негативные поступки других людей мы оцениваем так же, как неприятный запах

4.5

Ученые из Швейцарии выяснили, что плохое отношение других людей наш мозг воспринимает так же, как неприятный запах. В основе такого восприятия лежит эмоция отвращения.

Дилемма поезда / ©testmyprep.com

Исследование опубликовано в журнале Science Advances. Ученые давно пытаются понять, какая базовая эмоция стоит за нашим отношением к неприятному поведению других людей. Одни исследователи говорят о боли, другие — об отвращении, третьи — о том и другом одновременно. Специалисты из Женевского университета (Швейцария) привели доказательства в пользу того, что в основе неприятных эмоций такого рода лежит отвращение, аналогичное тому, которое вызывает неприятные запахи.

Это неудивительно, ведь именно такая эмоция позволяет нам определять свежесть продуктов и их качество, а значит, лежит в основе нашего выживания. Впрочем, боль также позволяет организму понять, что те или иные действия могут привести к плачевным последствиям. И та, и другая эмоция, по мнению психологов, отвечает за наше отношение в ответ на неприятное поведение других людей. Однако эксперимент швейцарских ученых говорит в пользу того, что в первую очередь неприятное для нас поведение других вызывает именно отвращение.

Для этого исследователи привлекли добровольцев, которые оценивали различные этические дилеммы и подвергались неприятным обонятельным или болезненным (тепловым) воздействиям раздражителей с одинаковой интенсивностью. Одной из моральных дилемм, которую «решали» участники, стала известная дилемма поезда, когда на железнодорожных путях застревают пять человек.

И единственный способ спасти их — столкнуть одного, чтобы при падении он смог направить поезд в другую сторону. Анализируя электрическую активность мозга, ученые выяснили, что вариация различных сценариев этой и других моральных дилемм вызывает у людей отвращение, а не боль.

Кроме того, поступки других участники были склонны оценивать как более негативные, если испытывали при этом воздействие неприятного запаха или горького напитка. Исследователи обнаружили, что этот эффект задается активностью в коре задней части поясной извилины. Таким образом, было показано наличие связи между моральной оценкой поступков других и сенсорными свойствами эмоции отвращения.