22 июня
57 515

Клещи-паразиты постепенно учатся жить с нами в мире

5.5

Большая часть людей выступают средой обитания для множества разнообразных паразитов, и угревая железница, поселившаяся в наших волосяных фолликулах, — еще не самая зловредная из них. Теперь ученые выяснили, что этот крошечный клещик находится на пути превращения из паразита в постоянного симбионта, который будет жить с нами во взаимовыгодном сотрудничестве.

Угревую железницу нельзя назвать симпатичным существом, но сейчас, скорее всего, она мирно кормится на вашем лице / ©bsfqh.com

Угревая железница (Demodex folliculorum) размером всего 0,2-0,5 миллиметра встречается у большинства людей и обычно безвредна. Она заселяет волосяные фолликулы поверх сальной железы, обычно на лице и груди, и питается кожным салом и омертвевшими клетками кожи, не доставляя хозяину особых проблем. Исключения составляют массовые поражения кожи железницей: в таком случае может развиться заболевание, называемое демодекозом.

Угревая железница живет в кожи людей всех рас и народов, причем с возрастом человека вероятность обнаружить на нем клеща возрастает: если маленькие дети еще могут быть не поражены, то у людей старше 70 лет этот мелкий паразит встречается в 100 процентах случаев.

Теперь ученые выяснили, что угревая железница не просто паразитирует на нас: она учится с нами сожительствовать, превращаясь из паразита в симбионта, который вступит с человеком во взаимовыгодные отношения. Секвенирование геномов железниц показало, что эти клещи «отказались» от большей части генов, встречающихся у сородичей, абсолютно минимизировав свои потребности.

В частности, угревые железницы больше не защищены от ультрафиолетового излучения и не могут вырабатывать гормон мелатонин: всем этим должен обеспечивать их хозяин, на чье лицо они выбираются ночью, пока он спит. Также у железниц произошли любопытные анатомические изменения: в частности, их репродуктивные органы сместились вперед, и теперь пенисы самцов торчат из спины в направлении вперед-вверх.

Анатомия самки угревой железницы: (а) гениталии, (b) ноги, (с) ротовые части / ©10.1111/ijd.13600

Малое количество генов железницы означает, что у этого вида крайне низкое генетическое разнообразие, то есть с точки зрения эволюции он зашел в тупик и не может развиваться дальше. Вероятно, маленький клещик «сделал ставку» на сожительство с людьми и теперь постепенно превращается из необязательного нашего «постояльца» в облигатного, то есть постоянного.

Какую же выгоду могут получить люди от мелкого членистоногого? Вероятно, она будет не особо значительна, но приятна: поскольку железницы кормятся салом и мертвыми клетками кожи, они смогут эффективно очищать поры на лице, предотвращая появление угрей и прыщей.

Исследование опубликовано в журнале Molecular Biology and Evolution.