Анна Новиковская
1 767

Ученые выяснили, как демократические выборы угрожают тропическим лесам

6.0

Демократические выборы несут за собой массу негативных последствий для экологии, но куча разбросанных листовок — ничто по сравнению с высокими темпами обезлесения, приходящимися именно на годы выборов.

С каждым годом расчищаются все новые участки леса, и политика только способствует этому процессу / © Greenpeace

Тропические леса — важнейший очаг биоразнообразия на нашей планете, однако за последние десятилетия темпы обезлесения достигли небывалых масштабов. Каждый год человек вырубает миллионы гектаров леса, чем наносит непоправимый удар как по странам, где происходит вырубка, так и по всей земной экосистеме.

Ученые давно подозревали, что выборы стимулируют обезлесение, например за счет разрешений политиков, ищущих поддержки у населения, на вырубку дополнительных участков леса. Однако это предположение до сих пор не было проверено в широких географических масштабах.

Чтобы, наконец, поставить точку в вопросе, международная группа исследователей из Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Кении и Австралии создала базу данных, содержащую информацию по 55 странам Южной Америки, Центральной Африки и Юго-Восточной Азии с 2001 по 2018 год. Ученые учитывали темпы обезлесения за год в конкретной стране и политическую обстановку: проходили ли в том году выборы, какого типа и уровня, как они освещались в СМИ, каков был уровень коррупции и так далее.

Особенно исследователей интересовала разница между конкурентными и неконкурентными выборами. Если выборы конкурентные, то победа кандидата будет зависеть от абсолютного числа голосов. Тогда как в неконкурентных избиратели голосуют только за определенную партию или их голоса вообще ни на что не влияют, выступая лишь прикрытием для автократического/олигократического режима. Хотя в нашем сознании конкурентные, демократические выборы выглядят «лучше», анализ показал, что именно при таких выборах темпы вырубки леса достигали максимума.

Ученые предполагают, что политики, стремясь завоевать симпатии электората, особенно представителей сельскохозяйственного сектора, нередко пользуются природными ресурсами, обещая смягчить или изменить действующие законы, призванные защитить остатки тропических лесов. Известен случай, когда бывший президент Бразилии Жаир Болсонару пообещал, что в случае переизбрания он отменит существовавшие на тот момент природоохранные законы и буквально отдаст Амазонию в руки плантаторов и лесодобытчиков.

По словам исследователей, один из способов защитить тропические леса от роли «разменной монеты» в большой политике — передать управление ими неправительственным организациям, хотя сделать это непросто. Пока же ученые призывают природоохранные организации проявлять большую бдительность в период выборов и следить за действиями недобросовестных политиков, ради дополнительных голосов жертвующих огромными участками нетронутой природы.

Исследование опубликовано в журнале Biological Conservation.