26.05.2023
10 212

Биологи узнали, что сильнее всего влияет на личность собаки

4.8

Почти каждый владелец собаки уверен, что его питомец уникален и представляет собой полноценную личность. Это утверждение подтвердило новое исследование ученых из Финляндии, которые среди прочего выяснили, что больше всего влияет на характер наших четвероногих друзей.

Собака
Оказалось, черты личности сложны и поразительно похожи у собак, людей и других животных / © Unsplash

Команда финских ученых из Хельсинкского университета, исследовательского центра организации Folkhälsan и Университета Турку определили факторы, связанные с основными чертами личности у собак. Результаты исследования опубликованы в журнале iScience.

Особенности личности крайне важны для благополучия, поскольку выступают предиктором смертности, а также физического и психического здоровья — как людей, так и других животных, отметили авторы работы. У домашних питомцев, в том числе собак, личность также может влиять на отношения с сородичами и владельцем. Если животное будет вести себя неприемлемо с точки зрения хозяина, от него могут отказаться.

«Поскольку личность свойственна по крайней мере большинству представителей животного мира, изучение особенностей характера собак может углубить понимание личности у всех видов. Плюс это позволит улучшить самочувствие и питомца, и его владельца. Черты личности в значительной степени генетические, поскольку оценки наследуемости у людей и в животном мире часто колеблются от 40 до 50%. Однако некоторая изменчивость личности объясняется и влиянием среды, особенно в раннем детстве. Плюс, хотя черты личности относительно стабильны после онтогенеза, они меняются с возрастом: у людей зачастую усиливаются добросовестность и покладистость, тогда как нейротизм и экстраверсия с возрастом, наоборот, ослабевают», — добавили авторы статьи.

Особенности характера собак давно интересуют ученых. Предыдущие исследования были посвящены главным образам структуре личности и таким ее чертам, как пугливость/беззащитность, энергия/активность, склонность к дрессировке, агрессивность и общительность. Но, несмотря на эти данные, факторы, влияющие на личность четвероногих друзей человека, до сих пор не изучали в полной мере. В частности, оставалось неясно, действительно ли меняется характер собаки с возрастом, насколько сильно он зависит от породы и так далее.

Авторы новой научной работы провели опрос о 11 418 собаках и проанализировали большой набор сведений, чтобы понять, что влияет на формирование характера питомцев. Среди прочего ученые брали в расчет 12 важнейших переменных, включая пол, возраст, породу, уровень социализации, наличие других собак в доме; среднее время, проводимое в одиночестве днем; причину, по которой человек решил завести животное, и прочее.

Возраст испытуемых варьировался от 0,18 до 17,13 года (в среднем — 5,18 года), 53% были самками, большинство (76%) — интактными. Всего в исследовании участвовали 52 породы, чаще всего (480 собак) встречались финские лаппхунды — арктические шпицеобразные пастушьи собаки.

«Мы обнаружили, что породы заметно различаются по всем личностным характеристикам и что возраст тесно связан с чертами личности. Некоторые факторы окружающей среды, такие как уровень социализации в щенячьем возрасте, частота игр и причина владения собакой тоже влияли на характер животного. Однако эффект не был столь значительным, то есть связь между окружающей средой и личностью ограничена», — рассказали биологи.

Самой важной переменной, от которой зависели беззащитность собаки, склонность к дрессировке, общительность, ученые признали возраст: концентрация внимания на тренировках по мере взросления усиливалась, пока средние баллы по незащищенности, энергичности, общительности снижались.

«Самки имели более высокие средние баллы по незащищенности, сосредоточенности на обучении и общительности с людьми, а самцы получили более высокие средние баллы по энергичности, агрессивности/доминированию и общительности с сородичами», — добавили исследователи, отметив, однако, что пол оказался все же не столь важен в контексте личности.

Порода, в свою очередь, хоть и не была предиктором особенностей характера, сказывалась на вероятности проявления определенных черт. Так, наивысший средний показатель незащищенности получили шетландские овчарки, низший — бультерьеры. Самыми энергичными были парсон-рассел-терьеры, настойчивыми — миниатюрные пинчеры (в отличие от золотистых ретриверов). В отношении агрессивности/доминирования наблюдалась значительная разница: наивысший балл — у бойцовских собак, низший — у золотистых ретриверов. Больше всего общались с человеком бультерьеры, меньше — собаки, охранявшие домашний скот. При этом финские лаппхунды чаще остальных демонстрировали общительность с сородичами, а бордер-колли больше всех избегали этого.

«Самый высокий средний показатель незащищенности выявили у “домашних” собак, а самый низкий — у собак, приобретенных для хобби либо работы. Собаки, которых владельцы рассматривали просто как домашних животных, были неувереннее собак, считающихся членами семьи (те, в свою очередь, были более неуверенными, чем собаки для хобби или работы). Наивысший средний балл неуверенности выявили у собак, которые были первыми для своих хозяев, низший — у тех, которые были как минимум пятыми собаками в семье», — говорится в статье.

Кроме того, животные, проживающие в доме вместе с сородичами, оказались энергичнее, но менее настойчивыми. Собаки, проводившие в среднем менее часа в одиночестве в течение рабочего дня, были наиболее сконцентрированы во время дрессировки, в отличие от питомцев, которых оставляли одних как минимум на восемь часов в день.

Подводя итог, авторы работы отметили, что возраст сказывался на поведении собак так же, как на людях и других животных. Следовательно, это может означать, что личностные черты имеют схожий генетический и эволюционный фон, ведущий к одинаковому развитию на протяжении всей жизни, или что сходные факторы окружающей среды формируют личность как у человека, так и у других животных.