24.03.2023
1 087

Спутники Урана могут скрывать океаны

5.2

Пролетев мимо Урана почти 40 лет назад, зонд Voyager 2 зарегистрировал популяцию высокоэнергетических частиц, «запертых» его магнитным полем. Ученые предполагают, что это скопление ионов может питаться выбросами со спутников Ариэля или Миранды, указывая на наличие подповерхностного океана по крайней мере у одного из них.

©NASA, Johns Hopkins APL, Mike Yakovlev / Автор: Cloelia Andronicus

Планета Уран — это ледяной гигант с собственной системой колец и почти тремя десятками спутников. Его ось сильно отклонена от плоскости орбиты, и, в отличие от остальных планет Солнечной системы, Уран вращается «на боку», поворачиваясь к Солнцу то экватором, то одним, то другим полюсом. Впрочем, он до сих пор остается изучен куда хуже, чем Юпитер или Сатурн. Ученые лишь обсуждают возможность отправки специальной миссия в систему Урана.

Пока же единственным аппаратом, который ненадолго посетил окрестности Урана, остается Voyager 2, пролетевший мимо в 1986 году. Недавно ученые вернулись к данным, которые были собраны тогда работавшим на зонде детектором LECP, и рассмотрели популяцию высокоэнергетических частиц, уловленных магнитным полем планеты. Новый анализ показал, что эта особенность может свидетельствовать о наличии океанов на Миранде и (или) Ариэле — крупных спутниках ледяного гиганта. Статья об этом принята к публикации в журнале Geophysical Research Letters.

Йен Коэн (Ian Cohen) и его коллеги из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса отметили, что частицы, зарегистрированные Voyager 2, не распределяются широко, а сохраняются в сравнительно ограниченной области, примерно посередине между орбитами спутников Ариэля и Миранды. Это указывает на то, что у популяции есть источник, постоянно подпитывающий ее, наподобие выбросов, бьющих из-под поверхности спутника Сатурна Энцелада.

Гейзеры и некоторые другие особенности Энцелада указывают на то, что под его ледяной корой скрывается достаточно обширный океан жидкой воды. Поэтому Коэн с соавторами сделали предположение о наличии аналогичных резервуаров на лунах Урана — Ариэле и Миранде — или хотя бы на одном из них. О том же могут говорить некоторые особенности поверхности этих небесных тел, замеченные во время пролета Voyager 2.

На полученных тогда снимках видны участки, которые могут быть следами вылившейся и замерзшей воды. Более того, зонд увидел аналогичные детали на трех других крупных спутниках Урана: Умбриэле, Обероне и Титании. Возможно, океаны есть у них всех, но чтобы выяснить это окончательно, придется дождаться отправки новой космической миссии, которая посетит систему далекого ледяного гиганта.