19.07.2021
5 412

Только семь процентов генома оказались уникальными для человека современного вида

4.7

Американские ученые выяснили, что всего семь процентов нашего генома характерны исключительно для Homo sapiens: все остальные его части были такими же, как у людей других видов, а также более далеких предков.

Скелет неандертальца (справа) и человека современного вида (слева) / ©phys.org

Известно, что все люди неафриканского происхождения несут в себе от двух до четырех процентов неандертальских генов, а коренные меланезийцы, к примеру, еще и гены денисовцев.

При этом большая часть генетических вариаций людей возникла еще до того, как мы разделились с двумя вышеперечисленными видами рода Homo («Люди»). Общие с ними гены появились, по оценкам специалистов, от 520 тысяч до 630 тысяч лет назад.

Ученые из университетов Калифорнии и Висконсина (США) исследовали ДНК, извлеченную из останков неандертальцев и денисовцев, датируемых от 40 тысяч до 50 тысяч лет назад, а также 279 современных людей со всего мира.

Чтобы определить, какие именно гены присущи исключительно людям нашего вида — Homo sapiens, — разработали специальную методику. Выяснилось, что только семь процентов уникальны для нашего вида. При этом часть из них есть у одних людей, а у других — нет. Поэтому еще меньше — лишь 1,5 процента генов — характерны вообще для всех сапиенсов, живущих сегодня. Работа опубликована в журнале Science Advances.

Исследователи считают, что обнаруженные области генома имеют отношение к развитию нашей нервной системы и функциям мозга. Столь небольшая часть генома, отличающая наш вид от других, вымерших, по мнению ученых, говорит о том, что мы — очень молодые представители рода Homо, если судить в исторических масштабах.