28.02.2018
Редакция Naked Science
2 606

Ученые выяснили, зачем галлюциногенным грибам их галлюциногены

Генетический анализ позволил предположить, что с помощью псилоцина (прекурсора психоактивного псилоцибина) грибы отбивают аппетит у тех, кто питается грибами или конкурирует с ними за ресурсы.

gettyimages-154718769-liberty-cap-psilocybe-semilanceata-a-psilocybin-mushroom-magic-drugs-psychedelic-1120

Психоактивный компонент галлюциногенных грибов, псилоцибин, синтезируется в грибах из псилоцина, который, в свою очередь, является их вторичным метаболитом, т. е. образуется в процессе жизнедеятельности грибов, но в дальнейшем не участвует в их обмене веществ. Псилоцин вырабатывается около 200 видами разных, зачастую генетически довольно далеких друг от друга, грибов. Этот факт ученые давно считали свидетельством того, что гены, кодирующие прекурсоры псилоцина, передавались от вида к виду в результате горизонтального переноса генов, а не от предка к потомку. Об этом свидетельствует и география произрастания галлюциногенных грибов.

Секвенировав геномы нескольких видов галлюциногенных грибов и сравнив их с последовательностью генов грибов, не вырабатывающих псилоцин, ученые из Университета штата Огайо выявили кластер из пяти генов, ответственный за производство вещества. Характер распространения этого генного кластера указал на то, что впервые эти гены появились у грибов, которые питаются разлагающейся древесиной, а затем распространились на виды, которые получают питательные вещества в основном из помета животных.

Эти результаты, в свою очередь, позволили ученым сделать предположение о роли псилоцина и его производных. В организме человека псилоцибин действует на ряд серотониновых рецепторов, вызывая сильные зрительные, слуховые и смешанные галлюцинации, чувство эйфории и многие другие эффекты. Однако люди и вообще позвоночные вряд ли были «целевой аудиторией» производящих псилоцин грибов. Скорее всего, предполагают авторы работы, псилоцибин некоторым выгодным для грибов образом меняет поведение (например, подавляет аппетит) микофагов и конкурентов грибов, живущих там же, где растут грибы. Стоит отметить, что и человека употребление галлюциногенных грибов заставляет надолго забыть о голоде.

Открытие биологов из Огайо имеет не только теоретическое значение, но и практическое. Зная набор генов, необходимый грибам для производства псилоцина, биохимики, возможно, смогут в будущем разработать новые аналоги псилоцибина, которые могут найти применение в медицине. Сейчас в западных странах активно изучаются возможности псилоцибина как действующего вещества препаратов для терапии депрессии. Недавно мы писали о том, как контролируемый прием псилоцибина помог облегчить симптомы тяжелой депрессии у людей, которым не помогали другие лекарства.

Исследование опубликовано в журнале Evolution Letters.