17.02.2014
Редакция Naked Science

Откуда пришли русские?

Интерактивная генетическая карта, созданная усилиями немецких и британских ученых, позволяет сделать удивительные открытия об этногенезе многих народов. Оказывается, что русские, например, практически не имеют в своем геноме следы монголо-татар, а армяне оставили большой генетический след в ДНК современных китайцев.

В течение нескольких десятилетий исследоватеи изучали историю человеческого генома, которая напрямую связана с историей миграций, завоеваний и скрещиваний различных народов.

Гаррету Гелленталю из Университетского колледжа Лондона и его коллегам из Института эволюционной антропологии немецкого Общества Макса Планка пришла идея собрать ДНК людей из самых различных популяций со всей Земли и, проследив в них следы геномов различных народов, восстановить историю их миграций и скрещивания.

Исследователям удалось проанализировать ДНК почти полутора тысяч человек из 95 этнических групп со всего мира. Результатом работы ученых, опубликованной в виде статьи в журнале Science, стала интерактивная генетическая карта всего человечества.

Основные выводы исследователей:

1. Основная часть человеческих популяций образовалась в результате скрещивания различных генетических групп на протяжении последних 4000 лет.

2. Соседские популяции зачастую имеют совершенно различные происхождение и историю, причем время и место основных событий, при которых проходил процесс скрещивания, можно определить достаточно точно.

3. Многие процессы скрещивания народов проходили на расстояниях в несколько тысяч километров.

Интерактивный атлас помещен в Сети и доступен для всеобщего пользования. При желании каждый может открыть ее на своем компьютере и подробно изучить историю и происхождение своего народа.

Откуда пришли русские?

Павел Лобков при изучении интерактивного атласа обнаружил любопытную информацию о происхождении и развитии русского народа, которая может внести важные изменения в школьную программу. По мнению журналиста, «История России», которая преподается в школах, должна отражать наиболее современные взгляды на происхождение россиян.

Карта позволяет в частности выделить два важнейших события в этногенезе русских.

Первое из них произошло приблизительно 1300 лет до н.э., когда некоторые народы из северной и центральной Европы мигрировали в северо-западные районы современной России, постоянно скрещиваясь между собой.

Среди них были народы угро-финской группы из южной Финляндии, трансбалтийские народы, а также популяции, населявшие территорию современной Польши и Германии.

В ядро русского народа также вошли и алтайские народы, ставшие частью чувашской популяции. Карта позволяет узнать также многие подробности, как, например, что различным ветвям угро-финской группы понадобилось примерно 30-40 поколений, чтобы начать смешиваться между собой.

Второе крупное событие этногенеза русских имело место гораздо позднее ? примерно в 1100 году уже нашей эры. Генетикам удалось установить, что именно в это время алтайские народы начинают мигрировать на Восток и активно скрещиваются, например, с предками нынешних белорусов.

Стоит отметить при этом, что речь идет не о монголо-татарском нашествии. Монголо-татарскому нашествию на интерактивной карте уделено особое место.

Смешивались ли монголы с русскими?

Если взглянуть на этногенетическую карту эпохи монголо-татарского нашествия, можно ясно увидеть, что монголы с русскими практически не скрещивались. Бытовавшее ранее мнение, что во время ига монголы нападали на русские деревни, брали девушек в полон и смешивались с ними, в корне ошибочно.

Фактически, интерактивная карта подтверждает взгляды современных историков: ордынское иго носило исключительно политический характер. Поэтому историческое обозрение той эпохи должно быть в корне пересмотрено в новых школьных учебниках.

При этом монголы активно участвовали в этногенезе современных китайцев, якутов, японцев, народов Узбекистана и Хазарского царства и, как оказалось, даже лезгин и турок.

Армяне и китайцы

Интерактивный атлас раскрыл исторические подробности, о которых раньше трудно было догадаться. Казалось бы, какое отношение друг к другу могут иметь столь разные и удаленные друг от друга на многие тысячи километров народы, как армяне и китайцы?

С помощью атласа можно проследить генетические скрещивания на историческом промежутке, во время которого шла активная торговля через всю Азию по Великому Шелковому Пути.

Многие процессы этногенеза того времени уже давно и хорошо изучены, как, например, смешивание ближневосточных народов с иранскими.

Но до сих пор совершенно не учитывался тот факт, что одними из самых активных торговцев на Великом Шелковом Пути являлись армянские купцы. При этом они сумели оставить явный генетический след на крайней точке торговли ?  в Китае.

Геном современных китайцев показывает, что в этот период они значительно чаще скрещивались с предками современных армян, нежели с соседними японцами. Около 4% китайских генов имеют армянское происхождение.