07.04.2021
5 795

Выяснилось, почему депрессия вызывает психосоматические заболевания

4.8

Ученые из США пришли к выводу, что люди с депрессией стареют и умирают раньше, чем здоровые.

Выяснилось, почему депрессия вызывает психосоматические заболевания / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Translation Psychiatry. Большое депрессивное расстройство (БДР) отличается от обычной депрессии, под которой подразумевают практически любое плохое или подавленное настроение. БДР относится к хронической депрессии, которая включает в себя целый комплекс симптомов. При этом БДР может вообще не сопровождаться подавленным настроением, и на окружающих такой человек совсем не будет производить впечатление «депрессивного» или грустного (возможно, даже с точностью до наоборот).

Это так называемая депрессия без депрессии, когда человек чувствует ее изнутри, но не проявляет внешне. Один из ярких симптомов — человек теряет удовольствие и интерес к любой деятельности, с которой раньше были связаны положительные эмоции. Он может вообще утратить способность чувствовать в полной мере какие-либо положительные эмоции от чего бы то ни было.

В России этот диагноз не так распространен из-за низкой выявляемости и отсутствии культуры посещения психиатра и приема антидепрессантов. Зачастую человек, не имеющий специальных знаний, даже не подозревает у себя столь грозного заболевания, списывая проблемы на усталость или эмоциональное выгорание, которое, как ему кажется, «само пройдет».

Однако БДР — одна из самых распространенных проблем со здоровьем во всем мире. По данным ВОЗ, от того или иного вида депрессии страдают около 300 миллионов человек (4,4 процента) — и это только те, кому удалось поставить диагноз. Между тем депрессия в большинстве случаев поддается лечению при помощи современных препаратов и психотерапии.

Известно, что БДР связано с преждевременной смертностью, также его можно назвать фактором риска для широкого спектра заболеваний, особенно тех, что коррелируют со старением. Прежде всего речь идет о сердечно-сосудистых недугах, диабете и болезни Альцгеймера. Патофизиология, лежащая в основе повышенной частоты соматических заболеваний при большом депрессивном расстройстве, при этом остается неизвестной. Но есть предположение, что БДР провоцирует ускоренное клеточное старение организма.

Ученые из Калифорнийского университета и Армейского исследовательского института Уолтера Рида провели исследование образцов крови людей с депрессией и без нее и нашли этому доказательства. Они выяснили, что клетки людей с диагнозом БДР имеют более высокий, чем ожидалось, уровень метилирования в определенных участках ДНК по сравнению с клетками здоровых людей. Метилирование — процесс, при котором ДНК химически модифицируется на определенных участках, что приводит к изменению экспрессии определенных генов.

Метилирование определенных наборов генов, называемых «часами метилирования ДНК», обычно меняется предсказуемым образом с возрастом, но скорость этих изменений варьируется от человека к человеку. Паттерны метилирования у пациентов с БДР, как выяснили исследователи, показали, что их клеточный возраст в среднем был выше по сравнению с клеточным возрастом здоровых людей. Таким образом, «клеточные часы» людей с БДР «тикают» быстрее — с этим, по мнению ученых, связана меньшая продолжительность жизни депрессивных пациентов. В среднем, согласно «клеточным часам», такие люди проживут меньше примерно на два года. При этом внешне возрастная патология у них не видна.