4 апреля
Михаил Орлов
101 968

Обитатели Земли вдруг стали больше на несколько порядков 600 миллионов лет назад

4.2

Большую часть своей истории Земля была населена исключительно микроскопическими организмами. Из новой работы палеонтологов следует, что резкое увеличение размеров живого и появление его новых форм произошло примерно 600 миллионов лет назад — это соответствует расцвету лантианской биоты.

Flabellophyton, водоросль лантианской биоты
Flabellophyton, водоросль лантианской биоты / © Wan Bin

Население современной биосферы — самые различные организмы, от водорослей до млекопитающих — по большей части крупные и многоклеточные существа. Однако так было не всегда: большую часть своей истории Земля оставалась «планетой микробов».

Пару миллиардов лет экосистемы нашей планеты представляли собой бактериальные маты или пленки, населенные одноклеточными существами размером в микрометры. Они образовали необычайно древние слоистые структуры — так называемые строматолиты, которые в виде окаменелостей сохранились до наших дней. Однако в какой-то момент население планеты резко изменилось: для начала жизнь приобрела значительные размеры и стала многоклеточной.

В новой статье, опубликованной коллективом китайских и британских ученых в журнале Geology, подробно исследованы самые древние из крупных организмов. Оказывается, их возникновение относится к первой половине эдиакарского периода — на территории современного Китая они обитали примерно 602 миллиона лет назад.

Объектом нового исследования стала так называемая лантианская биота. Эти чрезвычайно древние окаменелости обнаружили близ китайского города Сюсин (провинция Аньхой). Некоторые считают лантианскую биоту наиболее древним сообществом макроскопических существ (то есть крупных, различимых невооруженным глазом). Другие, впрочем, отдают пальму первенства еще более древним биотам — франсвильской или хуайнаньской.

Окаменелости лантианской биоты / © Wan Bin

Все эти «биосферы-неудачницы» совершенно не похожи на современную. Они выглядят чем-то «инопланетным» и, вероятно, не связаны с современным населением Земли прямым родством. Предположительно, все эти существа стремительно возникли, образовали множество жизненных форм, но вскоре при изменении окружающих условий полностью вымерли.

Извлеченная геологами из глинистых сланцев лантианская биота включает в себя по меньшей мере 18 различных видов. В отличие от своих предшественников, к тому времени процветавших на Земле уже пару миллиардов лет, эти существа стали многоклеточными и оказались намного крупнее.

«Макроскопические организмы лантианской биоты по современным меркам все же довольно мелкие, — говорит один из авторов новой статьи Ян Чуань (Yang Chuan). — Их длина достигала всего нескольких сантиметров. Но эволюционный переход от размеров в микроны к сантиметрам стал огромным прорывом в истории развития жизни». Ученые отметили, что лантианская биота включает в себя обитателей морского дна — как водоросли (например, Flabellophyton sp.), так и предполагаемые многоклеточные животные.

В скором времени на смену лантианской пришла еще более разнообразная и крупная, но никак не менее загадочная эдиакарская биота. Эдиакарцы были обнаружены в самых разных уголках планеты: к ним относятся, скажем, существа с трехлучевой симметрией (например, трибрахидиум) и загадочные фрактальные рангеоморфы (чарнии). Размер эдиакарской биоты был куда больше — вплоть до одного-двух метров. С началом палеозойской эры исчезли и эти загадочные существа — в дальнейшем на Земле доминировали гораздо более привычные и понятные нам существа.