16 сентября

Древняя паучиха застыла в янтаре, защищая своих детенышей

4.8

В образце янтаря нашли останки самки паука, которая прикрыла своим телом кладку яиц. Датировка камня — около 99 миллионов лет.

Пауки, застывшие в янтаре / ©royalsocietypublishing.org

Пауки имеют продолжительную палеонтологическую историю — от каменноугольного периода до наших дней. Забота о потомстве среди современных пауков — явление совсем не редкое. Известно, что паучихи могут приседать, защищая кладку от хищников, или обвязывать яйца шелком, который производят, чтобы те не рассыпались. Но у ископаемых видов таких примеров известно немного. Поэтому ранняя эволюция материнской заботы у пауков остается малоизученной.

Ученые из Столичного педагогического университета Пекина (КНР) исследовали четыре куска янтаря, найденные в шахте на севере Мьянмы и по результатам опубликовали статью в журнале Proceedings of the Royal Society B. В каждом куске застыли древние пауки. Возраст камней, определенный при помощи радиометрического датирования цирконов, составил около 98,8 миллиона лет (плюс-минус 0,6 миллиона).

Реконструкция самки паука, охраняющей свою кладку / ©royalsocietypublishing.org

В одном из них исследователи разглядели взрослую самку, которая закрывала телом яичный мешок. При помощи компьютерной томографии исследователи определили, что паук относится к вымершему семейству Lagonomegopidae, отличающемуся большими глазами.

Ученые считают, что поза самки, в которой она застыла, когда на нее упала капля смолы, похожа на положение современных самок пауков, защищающих свои яйца от хищников. А при ближайшем рассмотрении удалось установить, что она даже связала кладку с шелком — точно так же, как это делают современные виды. Кстати, есть мнение, что шелк у пауков появился именно для этой цели.

Интересные подробности древней трагедии (или нескольких) раскрыли и другие куски янтаря. Так, в одном из камней ученые разглядели оторванные ноги членистоногого и осы. Исследователи не исключают, что как минимум некоторые куски янтаря содержат своего рода «панно», на котором запечатлены члены одного семейства Lagonomegopidae. Или, возможно, даже реальной группы молодых пауков, которых поглотила смола спустя короткий промежуток времени после вылупления.

27 сентября